Для многих вьетнамцев слово «чам» ассоциируется с изображениями давно несуществующих башен, расположенных на пути в храмовый комплекс «Мой сын», который пролегает за пределами Хойана вдоль центрального побережья Вьетнама. Другим людям это слово ни о чем не говорит, ведь о том, что во Вьетнаме тоже живут мусульмане, знают лишь немногие. Для большинства путешественников станет открытием, что на побережье реки Меконг недалеко от Камбоджи есть целая мусульманская деревня, сообщает World Bulleten.
Заходя в деревню, можно увидеть 2-3-метровые деревянные дома, стоящие на сваях – так местные жители защищают свои жилища от наводнений. Здесь женщины ходят в хиджабах, а мужчины в белых головных уборах, напоминающих тюбетейки. Еще одним отличием деревень мусульманского народа чамы (тямы) от поселений вьетнамцев являются широкие и чистые улицы, а также белые каменные двухэтажные дома. Архитектура домов очень простая и скромная. На первом этаже располагаются гостиная и кухня, а на втором – спальные комнаты. С другими народами Вьетнама чамы говорят в основном на вьетнамском языке. Но между собой они общаются на чамском, напоминающем смесь малайского и арабского.
В XII-XV веках цивилизация Чампа начала угасать. Со временем чамы были изгнаны на юг королями Вьетнама и на восток правителями Ангкора. То, что осталось от цивилизации Чампа во Вьетнаме, в настоящее время сосредоточено в провинциях Биньтхуан и Ниньтхуан (около Пхан-Ранг) в Центральном Вьетнаме и вдоль границы с Камбоджей, в провинциях Тай Нинь и Чау-Док. Некоторая часть чамов практикует индуизм. Тем не менее, основная часть этого народа исповедует ислам суннитского толка. По одной из версий, исламизация чамов связана с тем, что они были мореплавателями и вели торговые дела с мусульманами в конце Х – начале XI веков. В XIX веке чамы пережили новый подъем исламской религиозности.
Чамы делятся на несколько групп, имеющих свои особенности. Часть чамов исповедует брахманизм, часть не придерживается никаких религиозных традиций и называются хрой. Чамы-мусульмане делятся на две группы. Одна группа исповедует традиционный ислам шафиитского толка, вторая группа исповедует так называемый ислам-бани. Бани – это синкретическое течение, вобравшее в себя исламские и индуистские традиции. К примеру, если ортодоксальные мусульмане постятся в Рамадан, как и положено, в течение всего месяца, то бани постятся лишь три дня. Если у традиционных мусульман сохраняется патриархат, то у бани – матриархат.
Поскольку ислам запрещает своим последователям вступать в брак с язычниками, чамы-мусульмане в течение веков не смешивались с чамами-индуистами и поэтому отличаются от них внешне. С другой стороны, чамы в Камбодже вступали в брак с малайцами, так что иногда их даже бывает трудно отличить.
Женщины отращивают длинные волосы и покрывают голову мусульманским шарфом. Многие носят национальные платья. Мужчины ходят в саронгах (традиционная мужская и женская одежда народов Юго-Восточной Азии, малайских шапочках, отращивают усы или бороду. Письменность у чамов-мусульман на основе арабской графики.
Сегодня численность чамов достигает 167 000 человек. Они являются одним из 54 этнических меньшинств Вьетнама. При этом, чамы – второй по численности этнос во Вьетнаме. Мусульман же насчитывается около 65 000 человек. Хотя ислам медленно, но верно распространяется в стране, чамы-мусульмане чувствуют себя обделёнными во многих сферах жизни.
islom.uz
..