[аяты 26-27]
Поскольку Всевышний Аллах является Премудрым, то все Его указания основаны на мудрости. Да,
وَاللَّهُ يُرِيدُ أَن يَتُوبَ عَلَيْكُمْ وَيُرِيدُ الَّذِينَيَتَّبِعُونَ الشَّهَوَاتِ أَن تَمِيلُوا مَيْلًا عَظِيمًاﭞ
27. Ведь Аллах желает принять ваши покаяния. А те, которые следуют вожделениям, желают, чтобы вы отклонились великим отклонением.
В аяте Всевышний Аллах дает знать о том, с какой целью Он устанавливал на земле Свой шариат, Свое руководство. Наряду с этим, Он предупреждает о намерениях лиц, которые последовали за своими низменными желаниями и страстями, то есть тех, кто призывает людей оставить руководство Аллаха и следовать их собственным указаниям.
Посредством указания пути, разъяснения и наставления Аллах желает принять покаяния Своих рабов, отвратить их от неправильного пути и направить на праведный путь.
А «те, которые следуют вожделениям», желают сбить людей с пути Аллаха. Вместо исламского, божественного строя они призывают к другим строям. Они прилагают усилия, чтобы всеми доступными способами не дать людям пойти по пути Ислама. Предлагаемый ими путь — это путь, который они выдумали сами. И таких выдумывающих пути стало очень много, и каждый из них составляет путь в соответствии со своими желаниями и страстями, а потому священный аят называет их во множественном числе:
«те, которые следуют вожделениям».
Точно так же обстоят дела и в вопросах, упоминаемых с самого начала этой суры. В делах семейных, в вопросах наследства, в очищении от прелюбодейства, при направлении общества от этого греха на правильный путь — во всех делах Всевышний Аллах желает принять покаяния Своих рабов. Он желает наставить их на прямой и чистый путь.
Те же, кто следует за своими вожделениями-страстями, желают запретного, развратного пути, желают прелюбодеяния, заблуждения, осквернения и порочности.
Эти их действия воспитывает в людях склонность к великому отклонению. И действительно, следование по пути того, кто предался своим низменным страстям и желаниям, вместо следования по указанному Аллахом пути, является великим отклонением.
يُرِيدُ اللَّهُ أَن يُخَفِّفَ عَنكُمْ وَخُلِقَ الْإِنسَانُضَعِيفًا ﭨ
28. Желает Аллах облегчить вам, ведь сотворен человек слабым.
Аллах Сам сотворил человека. Он хорошо знает качества Своего раба. Поэтому только указания Всевышнего Аллаха могут подойти человеку. В этом аяте Всевышний Аллах подчеркивает, что человек создан слабым. А раз Сам Творец говорит, что тот создан слабым, то разве пожелал бы Всевышний Аллах тяжести при указании пути этому слабому человеку? Нет, Он желает облегчения.
Вообще исламский шариат построен на облегчении. Об этом говорит множество аятов и хадисов. Все они будут приведены в свое время. Если взять вопросы, которые рассматриваются с самого начала суры «Ниса», в особенности вопросы отношений мужчины и женщины, семьи и никаха, то в данном аяте утверждается, что Аллах и в этих вопросах желает облегчения для Своих рабов. Если посмотреть со стороны, то представляется, что выполнять религиозные указания трудно, а следовать пути потакающих своим страстям легко. Кажется, что в Исламе все запрещено и разрешен лишь один путь. Не смотри на чужую женщину, не оставайся с ней наедине. Если хочешь жениться, то получи сначала согласие ее семьи, дай махр, приведи свидетелей и тому подобное. Может показаться, что Ислам состоит лишь из регламентов и трудностей. А следующие за своими страстями говорят: «Наслаждайся молодостью, какой там еще грех?». Это кажется простым и легким, но на самом деле это не так. Если посмотреть на результат, то это явственно бросается в глаза. Если взглянуть на историю мира, то народы, государства и культуры, которые легкомысленно относились к вопросу семьи и предавались порокам, — все приходили в упадок. Это было одним из главных факторов позорного падения древних великих империй.
.