1446 год 2 Рабиус сани | 2024 год 05 октябрь, суббота
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

Тафсир Хилал. Сура "Ниса" (аяты 29-31)

05:50 / 05.01.2017 3547 Режим чтения + -
.

[аяты 29-31]

После того, как в вышеприведенных аятах были изложены определенные предписания относительно вопросов семьи и никаха, далее следует переход к пояснению вопросов, касающихся имущественных отношений между членами общества. В частности, освещается вопрос о том, какие права имеют женщины касательно имущества и рода занятий, а также другие вопросы:

 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَأْكُلُوا أَمْوَالَكُم بَيْنَكُمبِالْبَاطِلِ إِلَّا أَن تَكُونَ تِجَارَةً عَن تَرَاضٍ مِّنكُمْوَلَا تَقْتُلُوا أَنفُسَكُمْ إِنَّ اللَّهَ كَانَ بِكُمْ رَحِيمًا

29. О вы, которые уверовали! Не поедайте имущества ваши между собой неверным (батил) путем, если только это не торговля по взаимному согласию между вами. И не убивайте [сами] себя. Поистине, Аллах к вам Милосерден.

В незаконное «поедание» имущества другого входят риба (ростовщичество), азартные игры, взяточничество, обман, искусственное повышение цен, воровство, жульничество и другие.

«О вы, которые уверовали! Не поедайте имущества ваши между собой неверным (батил) путем».

В категории «поедания» имущества другого незаконным путем делается исключение: «если только это не торговля по взаимному согласию между вами». Конечно, торговля не является единственным путем для получения халалного пропитания. Однако в некоторых видах «поедания» имущества незаконным путем есть схожесть с куплей-продажей, поэтому здесь упоминается торговля. К примеру, до прихода Ислама на Аравийском полуострове ростовщичество процветало. Когда Всевышний Аллах запретил это дело, мушрики выдвинули утверждение, что ростовщичество подобно коммерции. И для того, чтобы не было подобных недопониманий или неуместных утверждений, здесь исключается торговля на основе взаимного согласия, потому что торговля — это честный труд. Торговец, трудясь, используя свое имущество и деньги, становится посредником между производителем и покупателем. Чтобы выполнить эту задачу, он в промежутке выполняет множество работ. Получит ли он в будущем прибыль или нет, будет ли прибыль большой или маленькой, все это еще неизвестно. Он приступает к этому делу, беря на себя также и риск отсутствия спроса на товары, банкротства, потери имущества и денег. Один из самых важных факторов — это то, что торговля происходит по обоюдному согласию сторон. Если покупатель не согласен, то он волен покупать или не покупать, и может пойти в другую сторону.

В продолжении аята Всевышний Аллах говорит Своим правоверным рабам: «И не убивайте [сами] себя».

При поверхностном взгляде человек может сказать, какая может быть связь между «поеданием» имущества друг друга незаконным путем и убийством самого себя. Однако если вдуматься поглубже, взглянуть на жизненный опыт, то можно увидеть, что в действительности между этими двумя вещами существует непосредственная связь. Мы увидим, что общества, в которых есть обычай «поедать» неверным путем имущество друг друга, ведут и будут вести самих себя к погибели. Вообще, нет сомнения в том, что неподчинение повелению Аллаха и неповиновение Ему, непременно приведет к гибели. В том числе, подобное «поедание» имущества незаконным путем в качестве большого греховного деяния становится причиной погибели. Совершившие это деяние как бы убивают самих себя.

«Поистине, Аллах к вам Милосерден».

Именно по причине проявления милосердия к вам — правоверным мусульманам, Он удерживает вас от ведущих к погибели дел, в том числе от «поедания» вашего имущества между собой незаконным путем. И повелевает вас к деяниям, которые станут причиной вашего спасения. Это обстоятельство есть милосердие от Аллаха. Если бы Он не проявил милосердия и не указал на прямой путь, не отвратил от неверного пути, вы бы оказались в большом затруднении.

وَمَن يَفْعَلْ ذَلِكَ عُدْوَانًا وَظُلْمًا فَسَوْفَنُصْلِيهِ نَارًا وَكَانَ ذَلِكَ عَلَى اللَّهِ يَسِيرًا

30. Кто же сделает это по вражде и несправедливости, то вскоре Мы ввергнем его в огонь. И это для Аллаха легко.

Слово «это» в аяте является указанием на ввержение самого себя в погибель путем незаконного «поедания» имущества друг друга. Следовательно, кто совершит такое дело злонамеренно (то есть зная о его харамности) и с несправедливостью (то есть не боясь его совершить), тот в ахирате — последней жизни будет ввергнут в ад. Обычно, «поедающие» имущество незаконным путем увертываются от наказаний, назначенных правительствами в этом мире. Поэтому они думают, что если найти способ, можно увернуться от всего. Чтобы устранить эту мысль, в конце аята говорится «И это для Аллаха легко». То есть для Аллаха легко ввергнуть в ад тех, кто «поедал» имущество незаконным путем. Никто не спасется, убегая или используя хитрость.

И все же это не означает, что нужно терять надежду, думая «Все, это конец, теперь дело безнадежное, выхода нет». Всевышний Аллах обладает безграничным могуществом, а мучения от Него велики, и в то же время Его милосердие и снисхождение также широки и безграничны. Если рабы образумятся, то Он непременно простит их грехи. Об этом Он говорит в следующем аяте:

إِن تَجْتَنِبُوا كَبَائِرَ مَا تُنْهَوْنَ عَنْهُ نُكَفِّرْ عَنكُمْسَيِّئَاتِكُمْ وَنُدْخِلْكُم مُّدْخَلًا كَرِيمًا

31. Если будете сторониться больших (грехов), от чего вы отвращены, Мы покроем ваши греховные деяния и введем вас входом почтенным.

Этот священный аят означает: «Если будете сторониться больших грехов, то Мы простим ваши мелкие прегрешения и в последней жизни введем вас в рай».

В терминологии шариата большие грехи называются кабаир (форма множественного числа от кабира — досл. «большой», «большой проступок»). Имеется множество благородных хадисов о том, какими грехами являются эти самые грехи кабаир. Эти хадисы  высказывались в зависимости от ситуации. По данному вопросу улемы много дискутировали. Некоторые из их утверждают, что кабаир-грехи — это те грехи, за совершение которых в Куръане или хадисе человеку назначено водворение в ад.

Другие из них говорят, что грехами кабаир являются те грехи, за которые в шариате требуется назначить наказание. А третьи сказали, что каждое деяние, запрещенное Всевышним Аллахом, является кабаир-грехом. Некоторые из ученых прошлого даже написали о них отдельные книги. К примеру, Абу Абдуллах аз-Захаби в своей книге перечислил около семидесяти таких грехов.

Выдающийся ученый Ибн Касир назвал в своем тафсире некоторые из грехов, которые ученые упоминали в качестве грехов кабаир: незаконное убиение человека, прелюбодеяние, гомосексуализм, употребление алкоголя, воровство, разбой, обвинение в прелюбодеянии, лжесвидетельство, риба (ростовщичество), ложная клятва, разрывание родственных связей, отречение от родителей, побег с поля боя, «поедание» имущества сирот, обвешивание и обмеривание, совершение намаза позже или раньше времени без уважительной причины, получение взятки, сводничество, отказ от закàта, бездействие при способности призывать к благому и отвращать от порицаемого, забывание учений Куръана, сжигание животных в огне, беспричинный отказ жены, когда муж желает близости, отсутствие надежды на милосердие от Аллаха, беспечность в отношении «козней» Аллаха, причинение зла в отношении ученых людей и хафизов (знающих наизусть) Священный Куръан.

Как видно, при перечислении такого рода грехов наши предки находились также и под влиянием реалий своего времени или же некоторые грехи считали даже большими чем кабаир. К примеру, возьмем намаз. В списке, который мы только что привели, сказано, что совершение намаза раньше или позже его установленного времени является грехом кабаир — непростительным грехом. Однако нет и речи о несовершении намаза совсем. Этому, как мы уже говорили ранее, есть две причины. Первая — мусульмане, в том числе и ученые того времени, даже представить себе не могли, чтобы не совершающий намаз человек притязал на мусульманство. А во-вторых, несовершение намаза они считали не кабаир-грехом, а великим грехом, ведущим к неверию, выходу из религии. То же самое можно сказать и о многих больших грехах, распространившихся в наши дни, таких как несоблюдение поста, несовершение хаджа при наличии на то возможности, оскорбление Ислама, Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и Куръана.

Поэтому и в Священном Куръане, и в сунне Пророка саллаллаху алайхи васаллам список кабаир-грехов не был ограничен, потому что, в зависимости от времени, условий и состояния общества кабаир-грехи бывают разными. Мусульманину, исламскому обществу, человеку, который хотя бы в самой малой степени боится Аллаха и думает о Судном дне, несложно опознать кабаир-грехи. Самое важное — не забывать общее правило, пришедшее в данном аяте. Если раб будет сторониться кабаир-грехов, то остальные ошибки и проступки простит Сам Аллах.

 

.
Автор
islom.uz
Источник
islom.uz
Статьи по теме
Грехи сердцаТы знаешь, что сердцу присуще множество порицаемых особенностей. Путь избавления сердца от низменных свойств очень долог, и методы лечения известны читать полностью

2825 14:30 / 23.08.2019
.аяты 104109 В следующем аяте излагается задача исламского сообщества, основанного на иймане и братстве на пути Аллаха 104. И пусть будет из вас умма, что призывает к читать полностью

4023 05:36 / 05.01.2017
.  Наиболее последовательно против ростовщичества во всех его формах выступает Ислам. Ко времени начала проповеди Пророка Мухаммада мир ему арабы были хорошо читать полностью

4303 05:45 / 03.01.2017
Всевышний Аллах говорит.Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте этим имуществом судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности читать полностью

3974 17:00 / 14.02.2019
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью