Тафсир Хилал. Сура "Ниса" (аяты 46-48)
مِّنَ الَّذِينَ هَادُوا يُحَرِّفُونَ الْكَلِمَ عَن مَّوَاضِعِهِ وَيَقُولُونَ سَمِعْنَا وَعَصَيْنَا وَاسْمَعْ غَيْرَ مُسْمَعٍ وَرَاعِنَا لَيًّا بِأَلْسِنَتِهِمْ وَطَعْنًا فِي الدِّينِ وَلَوْ أَنَّهُمْ قَالُوا سَمِعْنَا وَأَطَعْنَا وَاسْمَعْ وَانظُرْنَا لَكَانَ خَيْرًا لَّهُمْ وَأَقْوَمَ وَلَكِن لَّعَنَهُمُ اللَّهُ بِكُفْرِهِمْ فَلَا يُؤْمِنُونَ إِلَّا قَلِيلًا ﮃ
46. Среди тех, которые исповедовали иудейство — те, кто искажает слова, меняя их места, и говорят: «Мы услышали и не повиновались», и «Слушай, чтоб ты оглох», и «Роъина» («глупец ты наш»), кривляясь своими языками и браня религию. И если бы, поистине, они сказали: «Мы услышали и повинуемся», и «Слушай», и «Посмотри на нас», непременно было бы лучше для них и прямее. Но проклял их Аллах за их неверие, и не уверуют, кроме немногих.
Иудеи изначально были известны своими хитростью и коварством. С того момента, как Ислам стал распространяться по земле и появилась община мусульман, они направили свое коварство и хитрость против этого молодого сообщества.
Их низость на этом поприще достигла такой степени, что они извратили даже Таурат, хотя эту книгу даровал им Аллах и она была для них источником хидаи — наставления на верный путь.
«Среди тех, которые исповедовали иудейство — те, кто искажает слова, меняя их места».
Собственно говоря, это их старая привычка, выставлять слова Аллаха в искаженном виде. В этом деле они опередили всех остальных.
Иудеи лучше других знают, что Пророк алайхиссалам является истинным пророком, но проявляют в отношении него такие непристойности и неуважение, которых еще никто не делал. Об этом говорится в рассматриваемом аяте.
«И говорят: “Мы услышали и не повиновались”, и “Слушай, чтоб ты оглох” и “Роъина” (“глупец наш”), кривляясь своими языками и браня религию. И если бы, поистине, они сказали: “Мы услышали и повинуемся”, и “Слушай”, и “Посмотри на нас”, непременно было бы лучше для них и прямее».
Но, к сожалению, они так не сделали. Они совершили поступок, недостойный их самих. В итоге, из-за своего неверия их настигло проклятье Аллаха.
«Но проклял их Аллах за их неверие, и не уверуют, кроме немногих».
И действительно, на протяжении долгой, пятнадцативековой истории Ислама очень мало иудеев, ставших мусульманами. Слово Всевышнего Аллаха всегда истинно!
В следующих аятах следует призыв к людям книги уверовать в Куръан, и поясняется, что милосердие Аллаха простирается широко и что Он прощает все грехи, помимо ширка — придания Ему сотоварищей.
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ آمِنُوا بِمَا نَزَّلْنَا مُصَدِّقًا لِّمَا مَعَكُم مِّن قَبْلِ أَن نَّطْمِسَ وُجُوهًا فَنَرُدَّهَا عَلَى أَدْبَارِهَا أَوْ نَلْعَنَهُمْ كَمَا لَعَنَّا أَصْحَابَ السَّبْتِ وَكَانَ أَمْرُ اللَّهِ مَفْعُولًا ﮡ
47. О вы, которым дана книга! Уверуйте в то, что Мы ниспослали подтверждающим то, что с вами до того, как Мы сотрем лица и обратим их назад, или проклянем их, как прокляли людей субботы. И дело Аллаха свершающееся!
В этом аяте иудеям поясняется, что если они не уверуют в Священный Куръан, то в отношении них применится суровая кара, то есть Аллах им угрожает конкретными наказаниями. Одна из этих кар — это то, что такие органы, являющиеся человеческими признаками на их лицах, как глаза, нос и рот сотрутся и будут повернуты назад. Тогда это существо, потерявший человеческий облик, станет ходить вспять. Вторая угроза тоже не уступает первой. Здесь Всевышний Аллах обещает, что проклянет их так же, как проклял людей субботы. Люди субботы также были иудеями и их историю мы приводили в тафсире предыдущих аятов. Согласно их шариату работать в субботу, в том числе и ловить рыбу, было запрещено. Однако они проявили коварство, нарушив и это божественное повеление. Вырыв искусственные водоемы, они по субботам запирали заплывших туда рыб и отлавливали их в другие дни недели. Тогда Аллах разгневался и превратил их в обезьян и кабанов. В этом аяте Всевышний Аллах угрожает им мучением, что настигло тех их предков.
«О вы, которым дана Книга! Уверуйте в то, что Мы ниспослали подтверждающим то, что с вами до того, как Мы сотрем лица и обратим их назад, или проклянем их, как прокляли людей субботы».
Именно этот аят стал причиной принятия Ислама великим табиъином по имени Каъбул Ахбар. Он был одним из больших ученых иудеев. Он не уверовал при жизни Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
Как передает имам Ибн Абу Хатим, у Каъбул Ахбара был учитель по имени Абу Муслим ал-Хамли, который постоянно упрекал Каъба за то, что тот не уверовал при жизни Пророка алайхиссалам и, посылая к нему человека, говорил: «Пойди и посмотри, он еще не изменился?» Сам Каъбул Ахбар рассказывает так: «Однажды, когда я верхом ехал в Медину, один кари читал Куръан. И тут он процитировал аят: “О вы, которым дана Книга! Уверуйте в то, что Мы ниспослали подтверждающим то, что с вами до того, как Мы сотрем лица и обратим их назад, или проклянем их, как прокляли людей субботы”. Я торопливо потрогал свое лицо, не стерлось ли оно, нашел воду и, совершив гусл, стал мусульманином».
В сообщении, переданном Ибн Джариром, говорится, что Каъбул Ахбар принял Ислам во времена халифства почтенного Умара Справедливого.
В конце священного аята, сильнее подчеркивая угрозу, говорится: «И дело Аллаха свершающееся!»
То есть если Аллах говорит о деле, что оно случится, то оно обязательно осуществится. В том числе, осуществится и дело, о котором сказано в данном аяте.
إِنَّ اللَّهَ لَا يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يَشَاءُ وَمَن يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدِ افْتَرَى إِثْمًا عَظِيمًا ﯘ
48. Воистину, Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей, но прощает то, что кроме этого, кому пожелает. А тот, кто придает Аллаху сотоварищей — действительно измыслил великий грех.
То, что придание сотоварищей (Аллаху) является великим грехом, многократно утверждалось и в других аятах. Однако в этом аяте сообщается, что придание сотоварищей — ширк, является единственным грехом, который не прощается.
«Воистину, Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей».
Ширк — это приравнивание других Аллаху в созидательстве, в поклонении Ему и в Его воспитании творений. Кто сочтет для себя подобающим вероубеждение, относящееся к ширку, или совершит такое деяние, тот станет считаться многобожником — мушриком. В том числе, иудеи и христиане, которые также являются людьми книги, в какой-то степени тоже считаются мушриками. У них имеется множество признаков многобожия. Например, иудеи считают Узайра сыном Аллаха, а христиане считают Ийсу алайхиссалам сыном Аллаха. Такие убеждения не что иное, как само многобожие — проявление ширка. Каждое проявление ширка представляет собой великую несправедливость — зулм. Причем несправедливость (зулм) совершается в отношении Аллаха, Создателя, Того, Кто наделяет уделом. Тот, кто придаст Ему сотоварищей, тем самым разрывает связь между собой и Аллахом. Теперь он становится недостойным прощения Аллаха. Именно поэтому Всевышний Аллах никогда не простит грехи тех, кто придает Ему сотоварищей, равняет с Ним кого-либо в Его сифатах-атрибутах. Но тех, кто умер в правильном убеждении — не придавая Ему сотоварищей, то Он прощает любого из них, кого пожелает, если у них были другие грехи.
«Но прощает то, что кроме этого, кому пожелает. А кто придает Аллаху сотоварищей — действительно измыслил великий грех».
В хадисе, переданном имамом Ибн Абу Хатимом от Джабира ибн Абдуллаха радияллаху анху, Пророк Мухаммад Мустафа саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Каждая душа, умершая не приобщив Аллаху сотоварищей, достойна прощения. Если Аллах пожелает, предаст ее мучениям, а если пожелает — простит. Воистину, Аллах не прощает приобщения Себе сотоварищей. Другие же грехи, помимо этого, Он прощает тому, кому пожелает».