Продавец табака и алкоголя должен требовать документ удостоверяющий возраст покупателя
Одним из самых интересных законопроектов, которые сегодня прорабатывают депутаты нижней палаты парламента, является закон "Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции".
Депутаты активно дискутируют по поводу введения ограничений при распространении и употреблении алкогольной и табачной продукции
Так, при обсуждении статьи 13 данного законопроекта, касающегося обязанности лиц, осуществляющих реализацию алкогольной и табачной продукции, требовать предъявления документа, удостоверяющего возраст покупателя, возник жаркий спор между представителями нескольких фракций. Отметим, что в содержании статьи говорится, что лица, осуществляющие реализацию алкогольной и табачной продукции, обязаны потребовать от покупателя, выглядящего моложе двадцати лет, предъявления документа, удостоверяющего его возраст, а в случае отсутствия документа – отказать в реализации продукции.
С позиции представителей СДПУ "Адолат", такая формулировка статьи вполне приемлема. Однако можно представить покупателя, который выглядит старше своих 18-19 лет и покупающего алкогольную и табачную продукцию. При этом снимается и ответственность продавца, которому показалось, что покупатель выглядит старше 20 лет. Получается закон, должен запретить вообще продажу подобной продукции молодым людям, не достигшим 20 лет. В подобной формулировке закон можно истолковать, как обычно - "пусть сами на месте разберутся, кому сколько лет". Потом же логично возникает вопрос, почему закон не работает?
Естественно, здесь можно также интерпретировать суть данной статьи, как давайте накажем продавца за то, что он продает молодежи до 20 лет, алкоголь и табачную продукцию. Но во всех демократически развитых странах, данная норма работает в виде запрета употребления алкогольной и табачной продукции лицам, не достигшим 20 лет. В случаях нарушения наказываются обе стороны и закон для всех един.
Позиция же Либерально-демократической партии Узбекистана исходит из того, что необходимо придерживаться таких норм в законе, которые призывают всех соблюдать его и реально оградить молодежь от пагубного влияния алкоголя и табака. В данном законопроекте, замечают либерал-демократы, необходимо предусмотреть, что делать с лицами, злоупотребляющими алкогольной и табачной продукцией. Здесь есть и еще один немаловажный момент, связанный с ответственностью и наказанием, который не одна фракция политических партий не подняла. УзЛиДеП считает, что с одновременным наказанием недобросовестных потребителей, нарушающих закон, необходимо использовать в их отношении мировую практику, через привлечение к общественным работам. Подобного рода не уголовные формы наказания являются наиболее действенными и результативными, учитывая национальный менталитет. В результате, будут формировать у населения страны неприятие к нарушениям закона со стороны неумеренных потребителей алкогольной продукции.
Также отдельной спорной статьей стала статья 16, касающаяся изъятия и уничтожения алкогольной и табачной продукции. В данном вопросе позиция УзЛиДеП резко разошлась с позицией фракции НДПУ. Согласно статье вся алкогольная и табачная продукция, произведенная и реализуемая в нарушение законодательства об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции, подлежит изъятию и уничтожению в соответствии с законодательством.
Действительно, подчеркивают представители УзЛиДеП, необходимо уничтожать контрафактную продукцию, а также продукцию с истекшим сроком годности. Но ведь есть продукция, произведенная легально и имеющая сертификат качества, но изъятая в объектах торговли расположенных в радиусе менее чем пятьсот метров от образовательных, спортивных и религиозных учреждений и помещениях и местах, не соответствующих санитарным нормам и правилам хранения и реализации алкогольной и табачной продукции и других запрещенных местах для реализации местах. Что делать с такой продукцией? Уничтожать?
Либерал-демократы предлагают не уничтожать продукцию, а передавать ее в специализированные торговые точки, для последующей реализации, а вырученные доходы направлять в махаллинские комитеты. В свою очередь органы самоуправления граждан смогут использовать эти средства в пропаганде вреда употребления алкогольной и табачной продукции, проведении профилактических мероприятий по ограничению распространения и употребления алкогольной и табачной продукции среди населения, особенно среди лиц, не достигших двадцатилетнего возраста.
Фракция НДПУ предлагает не использовать рыночный подход, а возложить финансирование подобных мероприятий, проводимых махаллей, на государство и выделять на это средства из государственного бюджета. При этом, громко заявляя, что "у нашего государства хватит мощи и сил, выделить необходимые средства". Сколько можно все вопросы решать за счет государства, - справедливо отмечают либерал-демократы. Ведь конфискованные товары широкого потребления, не наносящие вред здоровью населению, не подвергаются уничтожению, а передаются для последующей реализации и средства направляются в госбюджет. Почему бы не использовать подобную практику в отношении изъятой алкогольной и табачной продукции.
Еще одной темой для дискуссий стала статья 19, которая направлена на запрет пропаганды употребления алкогольной и табачной продукции, то есть действий, направленных на распространение в открытой или скрытой форме идей, взглядов и художественных образов, поощряющих и оправдывающих употребление алкогольной и табачной продукции, формирующих у личности представления о безвредности и допустимости их употребления.
УзЛиДеП в этом случае считает, что отсутствие в данной статье четких правовых формулировок и механизмов исполнения породят почву для различного рода негативных искажений. В целях исполнения закона необходимо будет запретить литературные образы, съемки фильмов, сюжетов, где существуют образы, связанные с употреблением алкогольной и табачной продукции. С точки зрения же членов фракции НДПУ цензура в данном вопросе вполне приемлема. Однако на взгляд представителей УзЛиДеП, это противоречит всем принятым международным нормам, касающихся свободы слова. Разделяя дух и содержание представленного на рассмотрение законопроекта, фракция УзЛиДеП считает целесообразным при дальнейшей законотворческой работе обеспечить системность и комплексность антиалкогольной и антитабачной политики. Поэтому наряду с введением ограничительных мер, целесообразно уделить соответствующее место правовым нормам усиления разъяснительной работы с подключением всех заинтересованных сторон, а также по противодействию производства и распространения контрафактной продукции.
OLAM.uz