Совершение намаза повернувшись лицом в сторону киблы — Величественной Каъбы является фардом. Без этого намаз становится несостоятельным.
عَنْ أَنَسٍ t، عَنِ النَّبِيِّ r قَالَ: مَنْ صَلَّى صَلَاتَنَا وَاسْتَقْبَلَ قِبْلَتَنَا وَأَكَلَ ذَبِيحَتَنَا فَذَلِكَ الْمُسْلِمُ الَّذِي لَهُ ذِمَّةُ اللهِ وَذِمَّةُ رَسُولِهِ، فَلَا تُخْفِرُوا اللهَ فِي ذِمَّتِهِ. رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ وَالنَّسَائِيُّ.
Передается от Анаса радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Кто совершает наш намаз, обращается лицом в сторону нашей киблы и употребляет (мясо) зарезанных нами животных, тот является мусульманином, ответственность за которого лежит на Аллахе и Его Посланнике. Так не вероломствуйте же завету с Аллахом!».
Пояснение: Лексически слово «кибла» означает «то, что находится напротив». В силу того, что в намазе совершающий его обращен лицом в сторону Каъбы, эта сторона называется «киблой».
Зимма означает «завет», «ответственность», «долг», «благополучие»
Слова Пророка саллаллаху алайхи васаллам «Кто совершает наш намаз» подразумевает человека, совершающего намазы, которых совершаем мы. Тот, кто совершает намазы мусульман, и как они уверовал в тавхид (единство Господа) и в пророков, тем самым считается уверовавшим во все, что пришло от Аллаха. Именно поэтому намаз считается главным признаком религии Ислам. Свидетельство веры (калиматуш шахада) здесь не упоминается, поскольку оно итак присутствует в намазе.
«Кто …обращается лицом в сторону нашей киблы».
Отдельное упоминание обращения лицом в сторону киблы невзирая на то, что это уже относится обязательным условиям намаза, обусловлено наличием в этом своей мудрости.
В других религиях тоже есть свойственный им намаз. Однако установление киблой Каъбы свойственно только мусульманам. Именно поэтому кибла упоминается отдельно. Потому что без киблы не может состояться и намаз.
Эти два фактора — намаз и кибла отличают мусульман от других в поклонении.
В продолжении хадиса упоминается еще одно качество, выделяющее мусульман среди других:
«Кто …употребляет (мясо) зарезанных нами животных».
Одним из качеств, отличающих мусульман от других, является употребление мяса животных, при заклании которых произносится имя Аллаха.
Стало быть, одним из внешних признаков того, что человек является мусульманином, является его употребление мяса животного, которое было зарезано с произнесением имени Аллаха.
Таким образом, тот, кто совершает намаз, обращается в нем лицом в сторону киблы и употребляет мясо животного, заразанного с упоминанием имени Аллаха, «…тот является мусульманином, ответственность за которого лежит на Аллахе и Его Посланнике».
То есть он является мусульманином, находящимся под покровительством и защитой Аллаха и Пророка саллаллаху алайхи васаллам, и ему никто не может причинять ему зла. Он пользуется всеми привелегиями, которыми пользуются мусульмане.
«Так не вероломствуйте же завету с Аллахом!».
То есть не относитесь к такому человеку так, как если бы он был немусульманином.
Следовательно, для того чтобы стать мусульманином и удостоиться того, чтобы к тебе относились как к мусульманину, необходимо совершать намаз, обращаться лицом в сторону киблы и употреблять мясо животных, закланных с произнесением имени Аллаха.