عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ أَنَّ النَّبِيَّ ﷺ انْصَرَفَ مِنْ صَلَاةٍ جَهَرَ فِيهَا بِالْقِرَاءَةِ، فَقَالَ: هَلْ قَرَأَ مَعِي أَحَدٌ مِنْكُمْ آنِفًا؟ فَقَالَ رَجُلٌ: نَعَمْ يَا رَسُولَ اللهِ، قَالَ: إِنِّي أَقُولُ مَالِي أُنَازَعُ الْقُرْآنَ، قَالَ فَانْتَهَى النَّاسُ عَنِ الْقِرَاءَةِ مَعَ رَسُولِ اللهِ ﷺ فِيمَا جَهَرَ فِيهِ مِنَ الصَّلَوَاتِ. رَوَاهُ أَصْحَابُ السُّنَنِ.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам, обернувшись (после) намаза, в котором он вслух произносил кираат, сказал:
— Произносил ли сейчас одновременно со мной кираат кто-нибудь из вас?
Один человек сказал:
— Да, о Посланник Аллаха.
Он сказал:
— А я говорю, почему это со мно оспаривается (чтение) Куръана». Так, люди прекратили совершать кираат вместе с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в намазах, в которых Куръан читается вслух».
Передали составители сборников «сунан».
Пояснение: Польза, извлекаемая из данного хадиса:
Преобладающее большинство улемов приводят этот хадис в качестве аргумента против позиции шафиъитов.
عَنْ جَابِرٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ يَقُولُ: مَنْ صَلَّى رَكْعَةً لَمْ يَقْرَأْ فِيهَا بِأُمِّ الْقُرْآنِ فَلَمْ يُصَلِّ إِلَّا أَنْ يَكُونَ وَرَاءَ الْإِمَامِ. رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ وَصَحَّحَهُ.
Передается от Джабира радияллаху анху:
Он говорит:
«Тот, кто, совершив один ракъат намаза, не прочитал в нем “Уммул Куръан”, вовсе не совершил намаз. Разве только если он стоит за имамом, (тогда пусть не читает ее)».
Передал Тирмизи и назвал хадис «сахихом».
Пояснение: В этом хадисе совершенно ясно говорится о том, что стоя за имамом нельзя читать суру «Фатиха».
Однако не это является сильным аргументом большинства улемов, и в частности ханафитов. Самые сильные их аргементы это следующие слова Всевышнего Аллаха:
«И когда читается Куръан (Читаемое), прислушайтесь к нему и молчите!» (сура «Аъраф», аят 204).
Таким образом, когда имам совершает кираат, следующий ему должен стоять молча и слушать.
В хадисе, переданном имамом Муслимом от Абу Хурайры радияллаху анху, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Когда имам произносит такбир, произносите такбир и вы, когда он совершает кираат, стойте молча и слушайте».
В хадисе, переданном Ибн Маджой, Дора Кутни, Табарани, Ибн Хиббаном от Джабира ибн Абдуллаха, Ибн Умара, Абу Саъида ал-Худри, Абу Хурайры, Ибн Аббаса и Ибн Малика радияллаху анхум, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Для того, кто совершает намаз за имамом, кираат имама — его кираат».
Имамы мазхабов, осуществив свои иджтихады на основе дошедших до них аргументов, получили соответствующие воздаяния и покинули этот мир. Тем, кто пользуется результатами их иджтихада, следует возносить за них молитвы и продолжать следовать положениям своих мазхабов.
Таково общее шариатское правило. А учинение разногласий по всякому поводу только наносит вред Исламу и мусульманам.
Если люди будут следовать тому мазхабу, к которому он относится, это и будет соблюдением сказанного в хадисе. К чему разногласия, когда цель одна?!
Если имам Шафиъи решил следовать одному хадису, то другие имамы последовали другим хадисам. Целесообразно чтить и соблюдать эту традицию. Также желательно не учинять разногласия среди мусульман.
عَنْ أَنَسٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ قَالَ: صَلَّيْتُ مَعَ رَسُولِ اللهِ ﷺ وَأَبِي بَكْرٍ وَعُمَرَ وَعُثْمَانَ فَلَمْ أَسْمَعْ أَحَدًا مِنْهُمْ يَقْرَأُ بِسْم اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ. وَلَفْظُ النَّسَائِيِّ: صَلَّى بِنَا رَسُولُ اللهِ ﷺ فَلَمْ يُسْمِعْنَا قِرَاءَةَ بِسْم اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ.
Передается от Анаса радияллаху анху:
«Он сказал:
— Я совершил намаз вместе с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, Абу Бакром, Умаром и Усманом, радияллаху анхум. Я не услышал, чтобы кто-нибудь из них прочитал “Бисмиллахир Рахманир Рахим”».
Передали пятеро.
В передаче Насаи сказано:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам возглавил наш намаз и мы не слышали, как он произнес “Бисмиллахир Рахманир Рахим”».
Пояснение: Вот почему мазхаб Ханафийа утверждает, что в намазе «Бисмиллах» произносится про себя.
عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ قَالَ: كَانَ النَّبِيُّ ﷺ يَفْتَتِحُ صَلَاتَهُ بِبِسْم اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ. رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ وَالْحَاكِمُ وَالدَّارَقُطْنِيُّ.
Передается от Ибн Аббаса радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам открывал (начинал) намаз с «Бисмиллахир Рахманир Рахим».
Передали Тирмизи, Хāким и Дора Кутни.
Пояснение: Ханафиты «Бисмиллах» этого хадиса также восприняли как произносимое про себя, а шафиъиты — вслух. Они относят «Бисмиллах» к числу аятов и в намазе произносят вслух вместе с сурой.
Последователям других мазхабов не следует воспринимать это как ошибку и удивляться этому.
عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ: أُمِرْتُ أَنْ أَسْجُدَ عَلَى سَبْعَةِ أَعْظُمٍ: عَلَى الْجَبْهَةِ وَأَشَارَ بِيَدِهِ عَلَى أَنْفِهِ، وَالْيَدَيْنِ، وَالرُّكْبَتَيْنِ، وَأَطْرَافِ الْقَدَمَيْنِ، وَلَا نَكْفِتَ الثِّيَابَ وَالشَّعْرَ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ.
Передается от Ибн Аббаса радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Мне велено совершать саджду семью частями тела: Лбом, — сказав это, он указал рукой на свой нос, — Двумя руками, двумя коленами и двумя носками ног, а также чтобы мы не собирали (во время совершения саджды) одежду и волосы».
Передали пятеро.
Пояснение: Таким образом, во время совершения саджды указанные части тела человека должны соприкасаться с землей. На это следует обращать особое внимание. Порой бывает, что из-за головного убора лоб не касается земли. Подобно этому, нередко приподнимаются и нос или пальцы ног. Прочитав этот священный хадис и осознав, что все это было велено Аллахом нашему Пророку саллаллаху алайхи васаллам, мы должны быть более внимательными к совершению саджды.
Помимо этого, нам следует полноценно понять и то, что поправка одежды и волос во время намаза являются макрух-деяниями. По мнению улемов, даже если человек сначала поправил их, а потом начал совершение намаза, эти действия считаются макрухом. К примеру, засучивание рукавов или нижней части шьанов (брюк) и т.п. Поскольку при поклонении должны участвовать в полной мере все части тела, и даже одежда на теле, включая их рукава.
وَعَنْهُ قَالَ: كَانَ النَّبِيُّ ﷺ يُعَلِّمُنَا التَّشَهُّدَ كَمَا يُعَلِّمُنَا الْقُرْآنَ فَكَانَ يَقُولُ: التَّحِيَّاتُ الْمُبَارَكَاتُ الصَّلَوَاتُ الطَّيِّبَاتُ ِللهِ، السَّلَامُ عَلَيْكَ أَيُّهَا النَّبِيُّ وَرَحْمَةُ اللهِ وَبَرَكَاتُهُ، السَّلَامُ عَلَيْنَا وَعَلَى عِبَادِ اللهِ الصَّالِحِينَ، أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ. زَادَ فِي رِوَايَةٍ: وَحْدَهُ لَا شَرِيكَ لَهُ، وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ إِلَّا الْبُخَارِيَّ.
Передается от него же:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам учил нас ташаххуду так же, как учил нас Куръану. Он говорил:
— Ат-тахийатул мубарокатус солаватут тоййибату лиллах. ас-Саламу алайка аййухан набиййу ва рохматуллахи ва барокатух. ас-Саламу алайна ва ала ибадиллахис солихиин. Ашхаду ал-лаа илааха иллаллаху. (В одной из передач хадиса он также добавил: «Вахдаху лаа шарика лаху»). Ва ашхаду анна Мухаммадар Расулуллах».
Передали пятеро, кроме Бухари.
Пояснение: Основываясь на этот и другие аналогичные хадисы, улемы мазхабов Шафиъийа и Ханбалийа ташаххуд в конце намаза отнесли к категории фард. Тогда как в мазхабе Ханафийа это считается ваджибом.
В хадисе предельно ясно говорится о важности ташаххуда. Об этом свидетельствует то, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам обучал ему почтенных сподвижников точно так же, как он обучал их Куръану.
А теперь переведем приведенный в этом хадисе вариант ташаххуда:
«Аллаху благодатные пожелания-приветсятвия и чистые восхваления! Салам (мир) тебе, о Пророк, и милосердие Аллаха и барака Его! Салам (мир) нам и праведным рабам Аллаха! Свидетельствую, что нет никакого божества, кроме Аллаха». (В одной из передач хадиса здесь добавлена фраза: «Он — Един, нет сотоварища Его»). «И свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха».
Эту форму ташаххуда переняли шафиъиты. Когда братья из этого мазхаба читают этот вариант, остальным не следует считать это чуждым.
عَنْ عَبْدِ اللهِ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ قَالَ: كُنَّا نَقُولُ فِي الصَّلَاةِ خَلْفَ رَسُولِ اللهِ ﷺ السَّلَامُ عَلَى اللهِ، السَّلَامُ عَلَى فُلَانٍ، فَقَالَ لَنَا رَسُولُ اللهِ ﷺ ذَاتَ يَوْمٍ: إِنَّ اللهَ هُوَ السَّلَامُ، فَإِذَا قَعَدَ أَحَدُكُمْ فِي الصَّلَاةِ فَلْيَقُلْ: التَّحِيَّاتُ للهِ وَالصَّلَوَاتُ وَالطَّيِّبَاتُ، السَّلَامُ عَلَيْكَ أَيُّهَا النَّبِيُّ وَرَحْمَةُ اللهِ وَبَرَكَاتُهُ، السَّلَامُ عَلَيْنَا وَعَلَى عِبَادِ اللهِ الصَّالِحِينَ، فَإِذَا قَالَهَا أَصَابَتْ كُلَّ عَبْدٍ ِللهِ صَالِحٍ فِي السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ، أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ، ثُمَّ يَتَخَيَّرُ مِنَ الْمَسْأَلَةِ مَا شَاءَ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ.
Передается от Абдуллаха радияллаху анху:
«Стоя в намазе за Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, мы говорили “ас-Саламу алаллахи, ас-Саламу ала фуланин”.
Однажды Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал нам:
— Воистину, Аллах и есть Салам. И когда кто-то из вас садится в намазе, пусть произносит:
“ат-Тахийату лиллахи вас-Солавату ват-Тоййибат. ас-Саламу алайка аййухан набиййу ва рохматуллахи ва баракатух. ас-Саламу алайна ва ала ибадиллахис солихиин”. Если он произнесет эту фразу, этим он коснется (упомянет) каждого праведного раба Аллаха на небесах и на земле.
Пусть (также) произнесет: “Ашхаду ал-лаа илааха иллаллаху ва ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва расулух”. Затем пусть просит все, что захочет».
Передали пятеро.
Пояснение: Из этого хадиса видно, что когда люди только начинали совершать намаз, они говорили: Салам Аллаху, салам тому, салам этому. В некоторых хадисах сказано, что они также говорили: «Салам Джабраилу», «Салам Микаилу».
Решив исправить это, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Воистину, Аллах и есть Салам».
Его не нужно приветствовать саламом.
«И когда кто-то из вас садится в намазе…»
То есть имея в виду: «садится для ташаххуда», он произнес вышеприведенную его (ташаххуда) форму. Эта форма отличается от предыдущей совсем малость. Поэтому мы не станем переводить отдельно.
Слова Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам: «Если он произнесет эту фразу, этим он коснется (упомянет) каждого праведного раба Аллаха на небесах и на земле», означают, что если человек, читая ташаххуд, скажет: «ас-Саламу алайна ва ала ибадиллахис солихиин» — «Салам (мир) нам и праведным рабам Аллаха», то эта молитва-пожелание дойдет до всех рабов Аллаха на небесах и на земле. Посему нет необходимости перечислять всех по именам в пожелании салама кому-либо.
Преобладающее большинство ученых, в том числе, улемы ханафитского мазхаба, приняли к чтению этот вариант ташаххуда. Наличие же разных вариантов ташаххуда является признаком свободы и разнообразия. А это в свою очередь, свидетельствует о благом, о свободе выбора.
Обращение ко всем существам с такими полными смысла пожеланиями, возвеличиванием и приветствиями в конце общения с Аллахом, придает намазу необычную прелесть и благодать.
Калиматуш шахада — слова свидетельства веры, что следует в конце, в комментарии не нуждается.
«Затем пусть просит все, что захочет».
Исходя из этих слов, большинство улемов утверждают: «Совершающий намаз в конце своего намаза может просить все, что он захочет в делах этого и последнего миров.
Абу Ханифа рахматуллахи алайхи сказал:
«Можно произносить только те дуа (молитвы), которые имеются в Куръане и Сунне».
عَنِ كَعْبِ بْنِ عُجْرَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ قَالَ: كَانَ النَّبِيُّ ﷺ يَقُولُ فِي الصَّلَاةِ: اللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ مُحَمَّدٍ، كَمَا صَلَّيْتَ عَلَى إِبْرَاهِيمَ وآلِ إِبْرَاهِيمَ، وَبَارِكْ عَلَى مُحَمَّدٍ وَآلِ مُحَمَّدٍ، كَمَا بَارَكْتَ عَلَى إِبْرَاهِيمَ وَآلِ إِبْرَاهِيمَ إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ وَالشَّافِعِيُّ وَاللَّفْظُ لَهُ.
Передается от Каъба ибн Уджры радияллаху анху:
«В намазе Пророк саллаллаху алайхи васаллам произносил:
“Аллахумма солли ала Мухаммадив ва алаа āли Мухаммад. Кама соллайта алаа Ибрахима ва āли Ибрахим. Ва барик ала Мухаммадив ва āли Мухаммад. Кама барокта алаа Ибрахима ва āли Ибрахим. Иннака Хамидум Маджид”».
Передали все пятеро и Шафиъи.
Слова Шафиъи.
Пояснение: Сначала поближе познакомимся с передатчиком хадиса Каъбом ибн Уджрой радияллаху анху:
Каъб ибн Уджра ибн Умаййа ибн Адий ал-Балави, его кунйа —Абу Мухаммад, был идним из предводителей ансаров и великих сподвижников, участвовавших вместе с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам во всех сражениях и байъатах.
Он передал от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам 47 хадисов. От него хадисы передавали: Ибн Умар, Джабир ибн Абдуллах, Абдуллах ибн Амр ибн Āсс, Абдуллах ибн Аббас, Тарик Абу Лайла, Абдумалик, Мухаммад, Рабийъ, его сын Исхак и другие.
Ему было посвящено ниспослание аята 196 суры «Бакара».
Каъб ибн Уджра жил в Куфе и умер в 51 году хиджры в возрасте 75 лет.
Произнесению этой формы солавата после ташаххуда Каъбу ибн Уджре радияллаху анху научил сам Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам после того, как сами почтенные сподвижники попросили об этом.
Согласно шафиъитскому мазхабу, произнесение солавата после ташаххуда является ваджибом. Остальные мазхабы считают это сунной.
В разных хадисах приведены разные варианты солавата. Приводим один из них.
«Аллахумма солли ала Мухаммад».
«О Господь мой, ниспошли Мухаммаду алайхиссалам Свои безграничные милосердие и благоволение».
«Ва алаа āли Мухаммад».
«И членам семьи Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам».
«Кама соллайта алаа Ибрахима ва āли Ибрахим».
«Как ниспослал Ты Свое милосердие Ибрахиму и членам семьи Ибрахима».
«Ва барик ала Мухаммадив ва āли Мухаммад».
«Ниспошли Мухаммаду и членам его семьи Свою бараку».
«Кама барокта алаа Ибрахима ва āли Ибрахим».
«Как ниспослал Ты Свою бараку Ибрахиму и членам семьи Ибрахима».
«Иннака Хамидум Маджид».
«Поистине, Ты Сам —Восхваленный и Достославно Почтенный».
عَنْ عِتْبَانَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ قَالَ: صَلَّيْنَا مَعَ النَّبِيِّ ﷺ فَسَلَّمْنَا حِينَ سَلَّمَ. رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ.
Передается от Итбана радияллаху анху:
«Мы совершили намаз вместе с Пророком саллаллаху алайхи васаллам. Мы произнесли приветствие (салам) когда он произнес приветствие (салам)».
Передал Бухари.
Пояснение: Сначала познакомимся с передатчиком хадиса Итбаном ибн Маликом радияллаху анху.
Итбан ибн Малик ибн Амр ал-Ансари вместе с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам участвовал в сражении при Бадре и передал немало хадисов Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
От него хадисы передавали Анас ибн Малик, Махмуд ибн Рабиъ, Хусайн ибн Мухаммад и другие.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам связал Итбана с узами исламского братсва с мухаджиром Умаром ибн Хаттабом радияллаху анху.
Итбан радияллаху анху умер во время правления Муавийи радияллаху анху.
Из этого хадиса становится ясно, что салам (приветствие) является одним из требуемых шариатом деяний в намазе.
Согласно ханафитскому мазхабу салам в намазе считается ваджибом.
وقَالَ سَعْدٌ: كُنْتُ أَرَى رَسُولَ اللهِ ﷺ يُسَلِّمُ عَنْ يَمِينِهِ وَعَنْ يَسَارِهِ حَتَّى أَرَى بَيَاضَ خَدِّهِ. رَوَاهُ مُسْلِمٌ.
Саъд радияллаху анху говорит:
«Я видел как Посланник Аллаха произносил приветствие в правую сторону и в левую сторону, (при этом) мне даже была видна белизна его скул».
Передал Муслим.
Пояснение: В хадисе ясно говорится о том, что во время приветствий в намазе Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам как следует поворачивал голову в правую и левую стороны. Следовательно, то, что некоторые из нас во время приветствия в намазе в спешке лишь слегка шевелят головой, противоречит сунне Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
عَنْ عَبْدِ اللهِ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ أَنَّ النَّبِيَّ ﷺ كَانَ يُسَلِّمُ عَنْ يَمِينِهِ وَعَنْ شِمَالِهِ حَتَّى يُرَى بَيَاضُ خَدِّهِ، السَّلَامُ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَةُ اللهِ، السَّلَامُ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَةُ اللهِ. رَوَاهُ أَصْحَابُ السُّنَنِ.
Передается от Абдуллаха радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам во время приветствия поворачивал голову в право и влево так, что была видна белизна его скул, и произносил: “ас-Саламу алайкум ва рохматуллах. ас-Саламу алайкум ва рохматуллах”».
Передали составители сборников «сунан».
Пояснение: В этом хадисе помимо подтверждения предыдущих, также приведены слова приветствия, произносимые при завершении намаза.
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ قَالَ: عَنِ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ: حَذْفُ السَّلَامِ سُنَّةٌ. رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ وَالتِّرْمِذِيُّ.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Делать приветствие легким — сунна».
Передали Абу Давуд и Тирмизи.
Пояснение: Следовательно, приветствие нужно не растягивать, а произносить разборчиво и просто.
На основе тщательного изучения вышеприведенных и других аргументов, применяя принципы фикха и усулул фикха, улемы ханафитского мазхаба сделали следующие выводы по поводу фард- и ваджиб-деяний намаза:
В намазе шесть фардов:
В намазе восемьнадцать ваджибов: