في السترة
О СУТРЕ
Под сутрой понимается преграда, которая ставится перед совершающим намаз человеком для того, чтобы никто не проходил перед ним. Необходимость устанавливать «сутру» ханафитский и маликитский мазхабы признали деянием категории мандуб, а шафиъитский и ханбалитский мазхабы — мустахабом.
Сутрой могут служить стена, колонна, копье, посох и другие предметы. При отсутствии подобных предметов, можно просто начертить черту на земле. Главное, чтобы никто не проходил перед совершающим намаз и не отвлекал его, в особенности, чтобы его не сбивал с толку шайтан.
419- عَنْ سَهْلٍ t قَالَ: كَانَ بَيْنَ مُصَلَّى النَّبِيِّ r وَبَيْنَ الْجِدَارِ مَمَرُّ الشَّاةِ. رَوَاهُ الثَلَاثَةُ.
«Между местом, где Пророк саллаллаху алайхи васаллам совершал намаз, и стеной было расстояние, куда поместилась бы одна овца».
Передали трое.
Пояснение: Некоторые улемы отмечают, что пространством, куда могла бы поместиться одна овца, было расстояние между ногами (местом, где стоял Пророк) Пророка саллаллаху алайхи васаллам и стеной. Правильным же является расстояние между местом, куда приклоняется голова во время саджды, и стеной.
420- عَنْ يَزِيدَ t قَالَ: كَانَ سَلَمَةُ t يَتَحَرَّى الصَّلَاةَ عِنْدَ الْأُسْطُوَانَةِ الَّتِي عِنْدَ الْمُصْحَفِ فَقُلْتُ لَهُ: يَا أَبَا مُسْلِمٍ، أَرَاكَ تَتَحَرَّى الصَّلَاةَ عِنْدَ هَذِهِ الْأُسْطُوَانَةِ، قَالَ: رَأَيْتُ النَّبِيَّ r يَتَحَرَّى الصَّلَاةَ عِنْدَهَا. رَوَاهُ الشَّيْخَانِ.
«Салама радияллаху анху для совершения намаза выбирал место рядом с колонной у мусхафа. Я сказал ему:
— О Абу Муслим, я вижу, что ты выбрал для намаза место возле этой колонны?
Он сказал:
— Я видел, как Пророк саллаллаху алайхи васаллам выбирал место для намаза рядом с ней (напротив колонны)».
Передали оба шейха.
Пояснение: Упоминаемый в этом хадисе человек — известный сподвижник Салама ибн ал-Акваъ радияллаху анху
«Колонна у мусхафа» подразумевает колонну мечети. Страницы с записями аятов Куръана хранились в сундуке, который был установлен возле той знаменитой колонны, называвшейся «Устуванатил мухаджирин» («Колонной переселенцев»). Для того чтобы люди не проходили перед Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам при совершении им намазов сунна и нафл, он выбирал эту колонну в качестве «сутры».
Как видно из хадиса, Салама ибн ал-Акваъ радияллаху анху строго следовал этому обыкновению Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Освобожденный передатчиком данного хадиса Саламой ибн ал-Акваъ радияллаху анху раб — Йазид ибн Абу Убайд радияллаху анху расспросил об этой привычке своего хозяина, а потом рассказывал другим.
Это указывает на то, как хорошо подражать и следовать во всем Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, каким достоинством обладает совершение намаза в том же месте, где совершал намаз он.
Следовательно, хорошим деянием считается то, когда человек совершает намаз в мечети один, используя колонну в качестве сутры. Некоторые из нас не придают этому значения и в результате, совершая намаз на первом попавшемся месте, и даже там, где проходит много людей, мы создаем неудобства и себе и другим.
421- عَنِ ابْنِ عُمَرَ t أَنَّ النَّبِيَّ r كَانَ يُرْكَزُ لَهُ الْحَرْبَةُ فَيُصَلِّي إِلَيْهَا. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ إِلَّا التِّرْمِذِيَّ.
«Для Пророка саллаллаху алайхи васаллам втыкали короткое копье (в землю) и он совершал намаз в его сторону».
Передали пятеро, кроме Тирмизи.
Посянение: Один из сподвижников носил с собой короткое копье, называвшееся харба или аназа. Когда намаз совершался на открытом месте, его втыкали в землю перед Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Это копье служило преградой (сутрой) и она, то есть сутра имама, была преградой и для всей общины.
422- وَعَنْهُ أَنَّ النَّبِيَّ r كَانَ يُعَرِّضُ رَاحِلَتَهُ فَيُصَلِّي إِلَيْهَا. رَوَاهُ الثَّلَاثَةُ.
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам ставил свое верховое животное поперек и совершал намаз, обратившись в его сторону».
Передали трое.
Пояснение: Следовательно, намаз можно совершать, используя в качестве сутры свое верховое животное.
423- وَقَالَتْ عَائِشَةُ رَضِيَ اللهُ عَنْهَا: سُئِلَ رَسُولُ اللهِ r عَنْ سُتْرَةِ الْمُصَلِّي، فَقَالَ: مِثْلُ مُؤْخِرَةِ الرَّحْلِ. رَوَاهُ مُسْلِمٌ.
«Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам спросили о сутре совершающего намаз. И тогда он сказал:
— Высотой с опору (спинку) седла».
Передал Муслим.
Пояснение: Значит, вопрос был задан о высоте сутры. У арабов, для того, чтобы верхом на животном можно было сидеть облокотившись назад, задняя часть седла специально делалась несколько высокой. Следовательно, достаточно того, чтобы высота сутры была равной этой опоре, то есть спинке седла.
424- عَنْ طَلْحَةَ t، عَنِ النَّبِيِّ r قَالَ: إِذَا وَضَعَ أَحَدُكُمْ بَيْنَ يَدَيْهِ مِثْلَ مُؤْخِرَةِ الرَّحْلِ فَلْيُصَلِّ وَلَا يُبَالِ مَنْ مَرَّ وَرَاءَ ذَلِكَ. رَوَاهُ مُسْلِمٌ وأَبُو دَاوُدَ وَالتِّرْمِذِيُّ.
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Когда кто-то из вас поставит перед собой что-либо высотой с опору (спинку) седла, он может совершать намаз, не обращая внимания на того, кто проходит за этим предметом».
Передали Муслим, Абу Давуд и Тирмизи.
Пояснение: Значит, человек установивший сутру, не должен обращать внимания на того, кто проходит за ней. Никто из проходящих за сутрой не приничиняет вреда (ущерба) совершаемому намазу.
425- وَقَالَ عَطَاءٌ: آخِرَةُ الرَّحْلِ ذِرَاعٌ فَمَا فَوْقَهُ. رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ.
«Высота спинки седла — один зироъ (аршин)[1] и выше».
Передал Абу Давуд.
Пояснение: Передатчиком этого хадиса является известный табиъин Ато ибн Абу Рабах. Своими знаниями он получил известность даже среди сподвижников. Когда жители Мекки задали один вопрос великиому сподвижнику Абдуллаху ибн Аббасу радияллаху анху, получившему прозвище «океан знаний исламской уммы», он сказал: «Почему вы задаете вопрос мне, когда среди вас есть Ато?».
Ато ибн Абу Рабах рахматуллахи алайхи разъясняет, какова высота спинки седла, то есть какова в то время была высота упоминаемой в хадисах спинки седла. Арабская мера длины «зироъ» также называемая как «аршин», обозначает расстояние от кончиков пальцев ладони до раковины локтя. Следовательно, достаточно того, чтобы сутра должна быть именно такой высоты или немного выше.
426- عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ t، عَنِ النَّبِيِّ r قَالَ: إِذَا صَلَّى أَحَدُكُمْ فَلْيَجْعَلْ تِلْقَاءَ وَجْهِهِ شَيْئًا، فَإِنْ لَمْ يَجِدْ فَلْيَنْصِبْ عَصًا، فَإِنْ لَمْ يَكُنْ مَعَهُ عَصًا فَلْيَخْطُطْ خَطًّا ثُمَّ لَا يَضُرُّهُ مَنْ مَرَّ أَمَامَهُ.
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Когда кто-то из вас собирается совершать намаз, пусть поставит перед собой какой-нибудь предмет. Если он ничего не найдет, пусть вертикально поставит посох. Если же при нем не будет и посоха, пусть начертит черту. После этого, кто бы не проходил перед ним, это не повредит ему».
Пояснение: В этом хадисе уделяется особое внимание необходимости наличия сутры перед совершающим намаз. Наряду с этим, по порядку описывается то, что может служить сутрой. Сначала, по возможности, нужно поставить перед собой какой-нибудь предмет. Если такового не найдется, то можно вертикально поставить посох. Если же нет и посоха, следует начертить на земле линию. Из этого следует, что сутра необходима для того, чтобы человек был спокоен во время совершения намаза на случай, если кто-либо станет проходить перед ним.
427- عَنْ الْمِقْدَادِ بْنِ الْأَسْوَدِ t قَالَ: مَا رَأَيْتُ رَسُولَ اللهِ r يُصَلِّي إِلَى عُودٍ وَلَا عَمُودٍ وَلَا شَجَرَةٍ إِلَّا جَعَلَهُ عَلَى حَاجِبِهِ الْأَيْمَنِ أَوِ الْأَيْسَرِ، وَلَا يَصْمُدُ لَهُ صَمْدًا. رَوَاهُمَا أَبُو دَاوُدَ وَأَحْمَدُ.
«Когда я видел, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам совершал намаз в направлении какой-либо ветки, или колонны или дерева, я видел, что он совершал намаз так, что этот предмет непременно приходился напротив его правой или левой брови. Он не стоял прямо к нему».
Оба хадиса передали Абу Давуд и Ахмад.
Пояснение: Из этого следует, что совершающий намаз должен стоять не прямо к сутре, а беря его чуть левее или правее от себя.
[1] Зироъ (хашимитский зироъ) — исламская мера длины (по фикху), равная 61,6 см. (или одному аршину).
.