Классификация положений,
установленных хадисами
Положения шариата, установленные хадисами, подразделяются на четыре категории:
1. Положения, подчеркивающие установленные Священным Куръаном положения (предписания).
К ним относятся хадисы, призывающие к совершению намаза, даче закàта, соблюдению поста, совершению хаджа, а также отвра-щающие от таких деяний, как приобщение сотоварища к Аллаху (допущение ширка), лжесвидетельство, быть проклятым (отвергну-тым) родителями, убийство невиновного.
К примеру, хадис о том, что имущество мусульманина является запретным для других, за исключением случаев, когда он отдает его искренне, по своей воле, призван подчеркнуть значение аята: «И не поедайте между собой ваши имущества неверным путем» . Точно так же хадис: «Обходитесь с женщинами достойно» под-крепляет несомненность аята Священного Куръана: «И живите с ними достойно» .
2. Положения, конкретизирующие и уточняющие общие или абсолютные положения из Куръана.
Пример конкретизации общего положения: перечислив женщин, с которыми мусульманину запрещено вступать в супружеские от-ношения, Всевышний Аллах далее сказал:
«И дозволено вам добиваться своими имуществами то, что за этим [все остальные женщины]» .
Это общее положение. Хадис же Пророка саллаллаху алайхи ва-саллам о том, что «мужчине нельзя жениться на женщине, если уже имеющаяся жена приходится той тетей по отцу или матери, либо дочерью ее братьев или сестер», конкретизирует вышеуказанное положение, поясняя запрет на дополнительную женитьбу на жен-щинах, которые имеют одну из четырех указанных категорий род-ства с женой мужчины.
Теперь же рассмотрим, как уточняются, определяются меры об-щего положения Священного Куръана. Всевышний Аллах сказал в Куръане:
«И вор, и воровка — отсекайте обоим руки» .
В арабском языке слово йадун (рука) обозначает часть тела от кончиков пальцев до плеча. Значит, Куръан излагает положение в общих чертах. Это общее положение Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам уточняет, поясняя, что руки вору следует отсекать в месте соединения кисти и предплечья.
3. Положения, разъясняющие общие положения из Куръана.
В Священном Куръане озвучены такие общие указания, как «со-вершайте намаз», «соблюдайте пост», «давайте закàт», тогда как сунна подробно разъясняет, каким образом следует совершать на-маз, давать закàт, совершать хадж и выполнять другие подобные поклонения (ибадаты) .
4. Положения, упомянутые в сунне, но не указанные в Куръане.
К примеру, забрасывание камнями прелюбодея, имеющего се-мью, в Куръане не упомянуто, но введено сунной. Точно так же сунной введены такие положения, как вынесение решения на осно-вании свидетельства одного человека и на клятве, харамность для мужчин ношения одежды из шелка и золотых изделий, дача мило-стыни в честь окончания Рамадана (садакатул фитр) .
.