[аяты 159-160]
159. И по милосердию от Аллаха ты смягчился к ним; и если бы ты был грубым, с жестоким сердцем, непременно рассеялись бы [они] от тебя. Помилуй же их и попроси для них прощения и советуйся с ними о деле. Когда же ты решился, то положись [уповай] на Аллаха — поистине, Аллах любит полагающихся!
Как известно, в битве при Ухуде треть мусульманского войска повернула обратно уже в пути. А до этого, не слушаясь Пророка алайхиссалам и не оставаясь в Медине, они вынудили его выступить к горе Ухуд. Затем лучники нарушили приказ Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, увидев добычу и повинуясь своим страстям. А когда распространилась ложная весть о смерти Пророка алайхиссалам, они оробели, ослабли и без оглядки побежали назад, оставив Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам одного среди врагов-мушриков. В результате он получил серьезные увечья.
Возможно, все это оставило в сердце Пророка алайхиссалам какой-то осадок по отношению к ним. Поэтому аят подбадривает его. В то же время и мусульманам поясняется, что этот человек является великим благом, дарованным им Аллахом.
«И по милосердию от Аллаха ты смягчился к ним; и если бы ты был грубым, с жестоким сердцем, непременно рассеялись бы [они] от тебя».
Стало быть, мягкость Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам по отношению к правоверным мусульманам являлась милосердием Аллаха для него самого и для его уммы. Быть мягким и приятным в разговоре считается большим счастьем, потому что все люди нуждаются в добром слове. Люди с любовью привязываются к месту, где слышали добрые слова, питают симпатию к тому, кто относился к ним с любовью. Они собираются в том месте, вокруг той личности. Качества же Пророка Мухаммада алайхиссалам в этом смысле были на самом высшем уровне. В этом и заключалась его самая притягательная сила. Если бы он был грубым и жестокосердным, все люди из его окружения разбежались бы и никого бы не осталось. Тем более было странно, что они оставили в одиночестве такого Пророка и предводителя в день битвы при Ухуде. И все же, кротость, снисходительность, мягкость и великодушие никогда не вредили.
«Помилуй же их и попроси для них прощения».
Этим повелением Всевышний Аллах призывает Пророка алайхиссалам быть постоянным в великодушии и мягкости — в высших качествах, что собирают вокруг него людей, и велит простить мусульман, пусть даже они и провинились. А также Аллах говорит: произнося Мне истигфар, проси о прощении Мною их грехов.
«…и советуйся с ними о деле».
Веди дела советуясь с ними — держа совет. Пусть не станет препятствием то, что ты последовал словам совета перед битвой при Ухуде и попал в неловкое положение.
Этот аят считается одним из аятов, которые в принятии решений, с исламской точки зрения, являются основанием для учитывания мнения совета, то есть большинства, и следования ему.
«Когда же ты решился, то положись [уповай] на Аллаха».
Раз уж на собрании совета было принято решение и члены совета пришли к соглашению следовать этому мнению, стало быть теперь нужно твердо держаться принятого решения и перейти к его воплощению в жизни. После принятия решения задача совета завершается. Теперь нужно полагаться только на Всевышнего Аллаха. В битве при Ухуде Пророк алайхиссалату вассалам в точности последовал этому правилу. Прежде всего, он уступил мнению большинства, хотя это и было вопреки его мнению. Согласившись и приняв твердое решение, Пророк алайхиссалам не отступил от него, даже когда это самое большинство отказалось от своего первоначального мнения. Он алайхиссалам положился на Аллаха. Было ясно, что это не приведет к добру, однако он поступил так, чтобы преподать урок, как следует относиться к решению совета.
«Поистине, Аллах любит полагающихся!»
Полагаться на Аллаха — это великое качество. Однако упование должно быть правильным, таким, как велит Аллах. Некоторые люди неправильно представляют себе упование — таваккул. Много тех, кто считает «упованием» необдуманные и опрометчивые действия, которые осуществляются без подготовительных мер и поиска причин достижения цели. Это совершенно неправильное представление. К примеру, возьмем то, как Пророк саллаллаху алайхи васаллам положился на Аллаха в битве при Ухуде. Услышав о том, что многобожники собрали войско и прибыли к Ухуду, он сразу же собрал мусульман и провел совет. Сам первым же последовал решению, принятому советом, и войдя к себе в Худжратус Саадат, надел на себя две кольчуги и вышел. Обратите внимание, самый великий, самый первый из тех, кто полагается на Аллаха — Мухаммад алайхиссалату вассалам, имея в виду, что идет на войну, надел не одну, а две кольчуги! Он решительно призвал людей к священной войне. Нашел человека, который знал более короткую, безопасную дорогу и поручил ему указывать путь. Затем осмотрел своих воинов каждого по отдельности и расставил всех по своим местам. Определил тех, кто должен быть на правом и левом флангах, и назначил им военачальников. Для защиты тыла поставил лучников во главе с Абдуллахом ибн Джубайром радияллаху анху. Словом, он принял такие меры для сражения, что этими действиями поражаются даже современные военные специалисты.
Однако упование на Аллаха не отделяется от всего этого, оно является вервью, которая связывает их все, является силой, что привело в движение их всех. В каждом деле и мероприятии он был убежден, что Аллах является его помощником. Если в сердце, в отношении помощи и ожидания поддержки, хотя бы на малость будет ощущаться отклонение от Аллаха, то это нельзя называть упованием на Аллаха. К сожалению, многие отождествляют упование на Аллаха с такими понятиями, как лень и бездействие, и ждут, когда все исполнится само по себе.
Следующий аят продолжает излагать истину упования на Аллаха:
160. Если поможет вам Аллах, то нет победителя над вами, а если Он оставит вас без помощи, то кто же тот, который поможет вам после Него? И на Аллаха пусть полагаются верующие!
Согласно исламскому представлению, абсолютно все происходит по воле Аллаха и по Его предустановлению. А это предустановление проявляется посредством деятельности человека на земле. Всевышний Аллах создал каждому явлению свою причину. Когда происходит причина, достигается результат. Ввиду того, что это обстоятельство повторялось все время, люди стали думать, что главным фактором достижения результата является создание его причины. Однако они позабыли, что творцом как их самих, так и причин является Всевышний Аллах. На самом деле все происходит по воле и желанию Аллаха. Эта истина поясняется на примере сражения:
«Если поможет вам Аллах, то нет победителя над вами».
Главный фактор для достижения победы в войне — это помощь, поддержка от Аллаха. Сторона, которая приняла меры, необходимые для победы на войне, не должна обольщаться, говоря: «Мы приняли меры и, несомненно, одержим победу». Они должны придерживаться такого убеждения: «Мы приняли требуемые от нас меры, теперь будем сражаться, полагаясь на Аллаха, и если Аллах окажет помощь, то одержим победу».
«А если Он оставит вас без помощи, то кто же тот, который поможет вам после Него?»
Да сбережет Сам Аллах от уподобления таким людям.
«И на Аллаха пусть полагаются верующие!»
Только тогда они избавятся от такого недуга, как надежда на что-либо, помимо Аллаха.
.