1441 йил 24 сафар | 2019 йил 24 октябрь, четверг
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

Начало ниспослания вахий

04:04 / 05.01.2017 2074 Режим чтения + -
.

Как началось ниспослание вахий?

 

В пещере Хира

Мухаммаду Мустафа саллаллаху алайхи васаллам исполнилось сорок лет. Мир ‎находился на краю пропасти. Человечество, погрязшее во всевозможных заблуждениях, ‎было близко к самоуничтожению.‎

Весь мир был погружен во мрак невежества. Повсюду царили грех и разврат, гнет и ‎насилие, ложь и клевета, враждебность. Весь мир вел невежественный образ жизни. ‎Многие люди, как и сегодня, верили во всякие испорченные и беспочвенные вероучения. ‎В их семейной, общественной, экономической, культурной и политической жизни ‎правили притеснение, угнетение и несправедливость. Одним словом, во всех сферах ‎жизни человека царили заблуждение, бесправие и беспросветная ограниченность. ‎Человечество пребывало в кромешной тьме невежества, в беспробудном сне неведения.‎

Вот в такое время, когда пребывали во сне заплесневевшие сердца, покрытые мраком, ‎не спало лишь одно непорочное сердце. Это единственное сердце, которое не спало, ‎искало выход из тьмы к свету, будучи недовольным существующим положением.‎

Это достойное почтения сердце принадлежало родившемуся в Мекке от отца по имени ‎Абдуллах и матери по имени Амина, не подверженному по милости Аллаха всем ‎мерзостям невежества, величайшему человеку по имени Мухаммад.‎

Обладатель этого единственного чистого сердца, сторонясь бесправия, распутства и ‎иных непристойностей, уединялся на горе, находящейся на окраине города Мекки, в ‎пещере Хира и размышлял над тем, как человечество может выйти из тьмы невежества к ‎свету. Таким образом он, сам того не зная, готовился к будущим великим событиям.‎

Именно тогда пришло время, когда Всевышний Аллах, Своими руками сотворивший ‎человечество, воспитывавший его, направляя пророков и ниспосылая Божественные ‎книги, несмотря на все его неповиновение, капризы, ошибки и заблуждения, после ‎очередного и самого большого заблуждения человечества пожелал направить ему Своего ‎самого последнего Пророка, ниспослать самую последнюю Книгу и установить самый ‎последний, совершенный и вечный шариат.‎

До пророчества оставалось три года. У Мухаммада Мустафа саллаллаху алайхи ‎васаллам появилась привычка проводить месяц в уединении и размышлениях каждый год ‎‎(в месяц Рамадан), предаваясь поклонению таханнус – духовному очищению, пребывая в ‎пещере Хира недалеко от Благословенной Мекки.‎

Он саллаллаху алайхи васаллам раздавал еду беднякам, приходящим сюда. Отдавая ‎большую часть времени поклонениям‎, он размышлял о бытии и его ‎‎удивительных ‎явлениях. Его не устраивало вероучение, которое исповедовал его народ. Он искал ясный, ‎светлый жизненный путь.‎

Его склонность к пребыванию в одиночестве также была замыслом Аллаха. В будущем ‎его ожидали великие дела.‎

Наконец, великое событие свершилось. Однажды, когда Мухаммад Мустафа ‎саллаллаху алайхи васаллам только подходил ко входу в пещеру Хира, он услышал ‎громоподобный голос, который произнес: «Икраъ!» («Читай!»). Это был первый луч ‎вечного света, ниспосланного Всевышним Аллахом, чтобы развеять тьму невежества, ‎первый аят священного Куръана. И этот луч озарил единственное в мире непорочное ‎сердце.‎

Месяц Рамадан близился к завершению. По утверждению некоторых ученых, это была ‎ночь Кадр (Ночь Предустановления).‎

Так началось ниспослание вахий Мухаммаду Мустафа саллаллаху алайхи васаллам.‎

Ангел Джибрил алайхиссалам который доводил вахий Всевышнего Аллаха до всех ‎предшествовавших пророков, хранитель вахий, посредник между Господом миров и ‎пророками, стал доводить до Мухаммада алайхиссалам последнее собрание вахий, ‎ниспосылаемое Аллахом.‎

 

Всевышний Аллах сказал:‎
‎«И не было, чтобы Аллах говорил с человеком, иначе как через вахий, или позади ‎завесы, или направляя посланника и ниспосылая ему вахий по Своему изволению, ‎что желал. Поистине, он – Возвышенный, Премудрый!» (Сура «Шуро», аят 51).‎

‎«И вот так Мы ниспослали в качестве вахий тебе дух от Нашего веления. Не знал ‎ты, что такое Книга и вера, но Мы сделали ее (Книгу – Куръан) светом, чем Мы ‎наставляем на праведный путь, кого пожелаем из Наших рабов, и поистине, ты ‎действительно наставляешь на прямой путь, путь Аллаха, Которому (принадлежит) ‎то, что в небесах, и то, что на земле. Да будет вам известно, к Аллаху возвращаются ‎дела!» (Сура «Шуро», аяты 52–53).‎

Человеку не дано общаться с Аллахом ‎непосредственно. Связь между ‎‎Аллахом и ‎человечеством ‎осуществляется через посредников. С ‎посредниками общаются ‎самые ‎совершенные личности, избранные из ‎числа ‎людей — пророки ‎алайхимуссалам, ‎ибо даже через посредников ни один ‎‎человек не способен общаться с Аллахом ‎непосредственно.‎ Более того, даже избранные пророки не равны между собой, они такие ‎же разные, как и светящиеся на небе звезды, которые различаются по своему размеру и ‎яркости.‎

‎«И не было, чтобы Аллах говорил с человеком...»‎

Не было и не может быть такого, чтобы Всевышний Аллах напрямую общался с ‎человеком, поскольку слабый человек не в состоянии выдержать такой статус.‎

Следовательно, и принимать слово Аллаха посредством вахий способен не каждый ‎человек. Этого удостоены лишь избранные, совершенные люди, обладающие ‎определенными качествами. Аллах доводит Свое Слово до рабов, избранных Им Самим в ‎качестве пророков, тремя следующими способами:‎

‎1. «...через вахий».‎

Вахий – религиозные указания, которые Аллах мгновенно и тайно ниспосылает своим ‎пророкам. Вахий может ниспосылаться через ангелов или при непосредственном общении ‎пророка с Аллахом. Всевышний Аллах доводит до сердца пророка алайхиссалам какое-‎нибудь известие, и пророк сразу узнает, что оно от Аллаха.‎

‎2. «...или позади завесы».‎

Подобно тому, как Всевышний Аллах говорил с Мусой алайхиссалам не показываясь.‎

‎3. «...или направляя посланника и ниспосылая ему вахий по своему изволению, ‎что желал».‎

В этом случае Всевышний Аллах направляет ангела в качестве посредника – ‎посланника между Собой и пророком. Явившись к пророку, ангел-посланник доводит до ‎него то, что пожелает Аллах.‎

В практике нашего Пророка саллаллаху алайхи васаллам этот третий способ получения ‎вахий через ангела имел четыре вида:‎

Первый вид: Прибыв, но, не показывая себя, ангел доводил необходимую весть до ‎сердца Пророка алайхиссалам. В качестве примера этого ученые приводят следующий ‎хадис:‎

‎«Пророк алайхиcсалам сказал: «Святой дух (ангел) довел до моего сердца, что ‎поистине, ни одна душа не умрет, не получив сполна своего удела. Бойтесь же Аллаха и ‎ищите удел красиво».‎

Второй вид: Ангел являлся в образе мужчины, разговаривал с Пророком саллаллаху ‎алайхи васаллам и уходил после того, как он впитывал все сказанное. Существует много ‎преданий о том, что ангел являлся в образе сподвижника по имени Дихятул Калби.‎

Третий вид: Вахий приходил со звуком, похожим на звон колокола. Этот вид ‎ниспослания вахий был самым тяжелым для Пророка саллаллаху алайхи васаллам, – даже ‎в холодные дни у него в такой момент проступал пот, а если он был верхом, животное ‎приседало на землю.‎

Однажды в момент ниспослания вахий его колено касалось колена Зайда ибн Сабита ‎радияллаху анху. Как вспоминает Зайд радияллаху анху тогда его колено чуть не ‎разбились от чрезмерной нагрузки.‎

Четвертый вид: Ангел являлся нашему Пророку алайхиcсалам в своем естественном ‎виде. Это было дважды. Джибрил алайхиссалам появлялся, закрыв своими крыльями ‎небосвод, и доводил до Пророка алайхиcсалам известие от Аллаха. ‎

Очевидно, что не каждый мог быть удостоен такой чести.‎

Для этого нужен был человек, заслуживший выбор, милость и благоволение Аллаха. И ‎это должен был быть Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам. Для этого ‎требовалось его саллаллаху алайхи васаллам великое сердце!‎

Всевышний Аллах прекрасно знает, как и кому ниспослать Свое Слово. Аллах избрал ‎Своим последним и совершенным Пророком Мухаммада Мустафа саллаллаху алайхи ‎васаллам. Выбор Аллаха верен.‎

‎«Поистине, он – Возвышенный, Премудрый!».‎

Поэтому и выбор Всевышнего Аллаха был возвышенным и наполненным мудростью.‎

В следующих аятах Всевышний Аллах обращается к самому Мухаммаду саллаллаху ‎алайхи васаллам и говорит о том, как и зачем ему ниспослан вахий.‎

‎«И вот так Мы ниспослали в качестве вахий тебе дух от Нашего веления. Не знал ты, ‎что такое Книга и вера. Но Мы сделали ее (Книгу, т.е. Куръан) светом, чем Мы ‎наставляем на праведный путь, кого пожелаем из Наших рабов, и поистине, ты ‎действительно наставляешь на прямой путь».‎

Это означает: «О Мухаммад! Мы и предыдущим пророкам направляли вахий такими ‎же способами, как Мы излагали выше».‎

‎«И вот так Мы ниспослали в качестве вахий тебе дух от Нашего веления».‎

Иными словами, Всевышний Аллах говорит: «Мы ниспослали тебе Священный Куръан ‎в качестве духовного руководства, так же, как Мы ниспослали вахий предыдущим ‎пророкам».‎

В этом священном аяте Аллах называет Священный Куръан, ниспосланный через ‎вахий Мухаммаду алайхиссалам духом – душой.‎

Действительно, Священный Куръан является неисчерпаемым идейным и духовным ‎источником для человечества. Только Священный Куръан может быть духом для ‎человечества. Только с ним человечество может быть живым духовно. Куръан – Слово ‎Аллаха. Сам Всевышний Аллах ниспослал его через вахий Мухаммаду саллаллаху алайхи ‎васаллам. Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам не сочинил Куръан сам, как утверждают ‎неверные и мушрики. Этого и не могло быть. Поскольку до получения вахий:‎

‎«Не знал ты, что такое Книга и вера».‎

То есть: «Ты не умел ни читать, ни писать. Ты не знал, что такое религия, ‎вероисповедание, вахий, Божественная книга. Если бы ты знал все это, люди могли бы ‎утверждать, что ты придумал себе религию под влиянием того, что изучил и узнал, а ‎теперь заявляешь, что Книга была ниспослана».‎

‎«…но Мы сделали ее (Книга, т.е. Куръан) светом, чем Мы наставляем на праведный ‎путь, кого пожелаем из Наших рабов».‎

То есть: «Ты не сочинил Куръан. Это Мы сделали его светом. Этим светом Мы ‎выведем из тьмы невежества к сиянию иймана тех из Своих рабов, кого пожелаем». ‎Следуя этой книге,‎

‎«…поистине, ты действительно наставляешь на прямой путь, путь Аллаха, Которому ‎‎(принадлежит) то, что в небесах, и то, что на земле».‎

То есть: «О Мухаммад! Правильный путь, на который ты наставляешь людей, – это ‎путь Всевышнего Аллаха, Которому принадлежит все, что на небесах и на земле. ‎Посредством вахий из Книги Аллаха ты будешь наставлять рабов Аллаха на верный путь ‎Аллаха».‎

‎«О да! К Аллаху возвращаются дела!»‎

В суре «Ниса» Всевышний Аллах также говорит:‎

‎«Поистине, Мы ниспослали тебе вахий так же, как ниспослали вахий Нуху и пророкам ‎после него, и Мы ниспослали вахий Ибрахиму, и Исмаилу, и Исхаку, и Яъкубу и коленам, ‎и Ийсе, и Айюбу, и Юнусу, и Харуну, и Сулайману и дали Мы Давуду Забур» (аят 163).‎

Это значит, что Тот, Кто ниспосылает вахий всем пророкам, Кто выбирает их среди ‎людей – Един.‎

Тот, Кто ниспослал вахий тем пророкам, направил вахий и Мухаммаду алайхиссалам. ‎Тот, Кто избрал этих людей пророками, избрал пророком и Мухаммада алайхиссалам. ‎Если Он дал Давуду алайхиссалам Забур, то Мухаммаду алайхиссалам Он дал Куръан.‎

 

Начало ниспослания вахий ‎

 

Передается от Аиши радияллаху анха:‎
‎«Первое, что началось из вахий у Посланника Аллаха саллаллаху алайхи ‎васаллам, – это видение вещих снов. Все, что он видел во сне, в точности сбывалось ‎наяву подобно утренней заре.‎
Потом ему стало нравиться уединение. Он уединялся в пещере Хира, совершая ‎таханнус в ней несколько ночей, перед тем как спуститься к семье, и потому брал с ‎собой необходимые припасы.‎
Затем возвращался к Хадийдже и запасался еще на столько же. Так ‎продолжалось, пока не пришла к нему истина.‎
Тогда он был в пещере Хира. И явился к нему ангел и сказал:‎
‎– Читай!‎
‎(Пророк алайхиссалам говорит:) Я сказал:‎
‎– Я – не читающий.‎
Он взял меня и сжал так, что причинил мне трудности. Потом отпустил меня и сказал:‎
‎– Читай!‎
Я сказал:‎
‎– Я – не читающий.‎
Он взял меня и сжал во второй раз так, что причинил мне трудности. Потом отпустил ‎и сказал:‎
‎– Читай!‎
Я сказал:‎
‎– Я – не читающий‎.
Он взял меня и сжал в третий раз, потом отпустил и сказал:‎
‎– Читай! Во имя Господа твоего, Который сотворил, сотворил человека из алака. ‎Читай! И Господь твой самый Великодушный‎».‎
И вернулся Пророк саллаллаху алайхи васаллам с ними 
(с аятами), трепеща ‎сердцем, и вошел к Хадийдже бинту Хувайлид радияллаху анха и сказал:‎
‎– Заверните меня! Заверните меня!‎
Его завернули и было так, пока не ушел от него страх. Затем он сказал Хадийдже, ‎сообщая ей весть:‎
‎– Я действительно испугался за себя.‎
Хадийджа сказала:‎
‎– Нет же! Клянусь Аллахом, никогда Аллах не опозорит Вас. Поистине, Вы ‎действительно поддерживаете родственные связи, помогаете слабым, даете ‎неимущим, угощаете гостя и выручаете попавших в беду на пути истины.‎
И отправилась Хадийджа с ним к Вараке ибн Навфалу ибн Асаду ибн Абдулуззе, ‎сыну дяди Хадийджы, который принял христианство во времена невежества. Он умел ‎писать на иврите и писал из Инджила на иврите столько, сколько того пожелал Аллах. Он ‎был ослепшим стариком.‎
Хадийджа сказала ему:‎
‎– О сын моего дяди! Послушайте сына вашего брата!‎
Варака сказал ему:‎
‎– О сын моего брата, что ты видишь?‎
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам поведал ему то, что видел.‎
Варака сказал ему:‎
‎–Это – Намус‎ ‎, которого Аллах ниспослал Мусе. Эх! Если бы у меня были силы! Если ‎бы я был жив, когда твое племя изгонит тебя!‎
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:‎
‎– Они прогонят меня?‎
Варака сказал:‎
‎– Да! С каждым, кто приносит то, что принес ты, будут враждовать. Если я ‎доживу до того твоего дня, помогу тебе всем, чем смогу.‎
Через короткое время Варака умер.‎
‎(Ниспослание) вахий прервалось».‎

После слов Вараки ибн Навфала, он саллаллаху алайхи васаллам понял, что ему был ‎ниспослан вахий от Всевышнего Аллаха. Именно в такое время ниспослание вахий ‎приостановилось. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сильно переживал из-за ‎этого. Он не мог найти себе места. Как отмечают признанные ученые-мухаккики (ученые-‎исследователи, выявлявшие истину путем досконального изучения материала), этот ‎период длился пять-шесть месяцев. Затем ниспослание вахий возобновилось. О том, как ‎это происходило, мы узнаем из следующего хадиса.‎

Джабир радияллаху анху рассказывая о прерывании ниспослания вахий, ‎передает от Пророка саллаллаху алайхи васаллам:‎
‎«Когда я шел, внезапно услышал голос с небес. Бросил взгляд вверх и увидел, как ‎ангел, который явился мне в пещере Хира, сидит на троне между небом и землей. Я ‎испугался его, вернулся и сказал:‎
‎– Заверните меня! Заверните меня!‎
Тогда Всевышний Аллах ниспослал: «О закутавшийся! Встань и предостерегай! ‎И Господа своего возвеличь! И одеяния свои очисть! И избегай же скверны!» (начало ‎суры «Муддассир»). Так вахий стал ниспосылаться последовательно».‎
Передали два шейха и Тирмизи.‎

Ученые отмечают, что временное прекращение ниспослания вахий имело ‎сокровенный, мудрый смысл. Каждый знает, что принятие вахий – нелегкое дело. Было ‎бы крайне трудно, если такое тяжелое явление начало бы сразу повторяться беспрерывно. ‎Временный перерыв был облегчением для Пророка саллаллаху алайхи васаллам. К тому ‎же его жажда к вахий возросла благодаря прерыванию ниспослания.‎

С ниспосланием начала суры «Муддассир» («Закутавшийся») начался и призыв людей ‎к Исламу. С этого началась и посланническая миссия Мухаммада Мустафа саллаллаху ‎алайхи васаллам, – дело доведения религии Аллаха до уммы, ибо Всевышний Аллах ‎повелел Своему последнему пророку:‎

‎«О закутавшийся! Встань и предостерегай!»‎

Это был Божественный призыв, имеющий сильнейшее влияние. Он извещал о том, ‎что время лежания и отдыха прошло, что настало время вставать, действовать, вести ‎людей на правильный путь, преодолевать многочисленные трудности, возникающие в ‎этой деятельности.‎

Под словом «Предостерегай!» подразумевалось оповещение несведущих о грядущей ‎опасности. А это было милостью Аллаха к Своим рабам, поскольку ни от того, что все ‎люди будут на неверном пути, ни от того, что все они будут на правильном пути, у Аллаха ‎ничего не уменьшится и не приумножится. Но благодаря бесконечной милости Аллаха к ‎Своим рабам, Он посылал им предупреждающих Пророков.‎

Несомненно, этот аят имеет величайшее значение.‎

Это было веление, чтобы вести людей на истинный путь, на путь Аллаха.‎

Это был воззвание Аллаха о том, что время лежания закутавшись прошло, что теперь ‎пора вставать.‎

Поэтому, когда почтенная Хадийджа говорила Пророку алайхиссалам: «Поспите же ‎немного», Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, отвечал: «О Хадийджа, время ‎сна прошло».‎

.
Автор
islom.uz
Источник
islom.uz
Статьи по теме
.  Об устраивании фамильного склепа Вопрос 2632 Ассаламу алайкум Правильно ли устравивать фамильный склеп, оградив место на кладбище Дозволяется и это или лучше читать полностью

8690 05:25 / 12.01.2018
.аят 3 3. И если опасаетесь, что не сможете быть справедливыми с сиротами, то заключайте никах с теми женитесь на тех, что нравятся вам из женщин с двумя, и тремя, и читать полностью

2974 05:46 / 05.01.2017
.Вопрос 3498Говорят, что для мужа часть тела жены выше пояса дозволена халална. И для женщины таким же образом, тело мужа выше пояса дозволено, то есть можно целовать читать полностью

3276 08:22 / 07.05.2017
.  Вопрос  Ассаламу алайкум Все мусульмане знают, что в Исламе обретение знаний является фардом обязательным к исполнению. Какие знания целесообразно обрести, читать полностью

3520 09:37 / 19.03.2017
Тазкира
ХАДИС ДНЯ
Абдуллах ибн Амр ибн алАс родияллаху анху поведал, что Пророк соллаллоху алайхи васаллам сказал .Души двух верующих встречаются в течение дня, даже если они на самом деле не видели друг друга,.
ИЗРЕЧЕНИЯ ДНЯ
Саубан говорил .Если два человека пробудут в ссоре более трех дней и один из них погибнет или оба они умрут в состоянии ссоры, то оба они обречены на погибель. И если читать полностью
ВОПРОС ДНЯ
Ассаламу алайкум, уважаемый Шейх хазрат У очень большой интерес и стремление к получению знаний. Много времени провожу в школе, библиотеке и за чтением книг. В читать полностью