Как началось ниспослание вахий?
В пещере Хира
Мухаммаду Мустафа саллаллаху алайхи васаллам исполнилось сорок лет. Мир находился на краю пропасти. Человечество, погрязшее во всевозможных заблуждениях, было близко к самоуничтожению.
Весь мир был погружен во мрак невежества. Повсюду царили грех и разврат, гнет и насилие, ложь и клевета, враждебность. Весь мир вел невежественный образ жизни. Многие люди, как и сегодня, верили во всякие испорченные и беспочвенные вероучения. В их семейной, общественной, экономической, культурной и политической жизни правили притеснение, угнетение и несправедливость. Одним словом, во всех сферах жизни человека царили заблуждение, бесправие и беспросветная ограниченность. Человечество пребывало в кромешной тьме невежества, в беспробудном сне неведения.
Вот в такое время, когда пребывали во сне заплесневевшие сердца, покрытые мраком, не спало лишь одно непорочное сердце. Это единственное сердце, которое не спало, искало выход из тьмы к свету, будучи недовольным существующим положением.
Это достойное почтения сердце принадлежало родившемуся в Мекке от отца по имени Абдуллах и матери по имени Амина, не подверженному по милости Аллаха всем мерзостям невежества, величайшему человеку по имени Мухаммад.
Обладатель этого единственного чистого сердца, сторонясь бесправия, распутства и иных непристойностей, уединялся на горе, находящейся на окраине города Мекки, в пещере Хира и размышлял над тем, как человечество может выйти из тьмы невежества к свету. Таким образом он, сам того не зная, готовился к будущим великим событиям.
Именно тогда пришло время, когда Всевышний Аллах, Своими руками сотворивший человечество, воспитывавший его, направляя пророков и ниспосылая Божественные книги, несмотря на все его неповиновение, капризы, ошибки и заблуждения, после очередного и самого большого заблуждения человечества пожелал направить ему Своего самого последнего Пророка, ниспослать самую последнюю Книгу и установить самый последний, совершенный и вечный шариат.
До пророчества оставалось три года. У Мухаммада Мустафа саллаллаху алайхи васаллам появилась привычка проводить месяц в уединении и размышлениях каждый год (в месяц Рамадан), предаваясь поклонению таханнус – духовному очищению, пребывая в пещере Хира недалеко от Благословенной Мекки.
Он саллаллаху алайхи васаллам раздавал еду беднякам, приходящим сюда. Отдавая большую часть времени поклонениям, он размышлял о бытии и его удивительных явлениях. Его не устраивало вероучение, которое исповедовал его народ. Он искал ясный, светлый жизненный путь.
Его склонность к пребыванию в одиночестве также была замыслом Аллаха. В будущем его ожидали великие дела.
Наконец, великое событие свершилось. Однажды, когда Мухаммад Мустафа саллаллаху алайхи васаллам только подходил ко входу в пещеру Хира, он услышал громоподобный голос, который произнес: «Икраъ!» («Читай!»). Это был первый луч вечного света, ниспосланного Всевышним Аллахом, чтобы развеять тьму невежества, первый аят священного Куръана. И этот луч озарил единственное в мире непорочное сердце.
Месяц Рамадан близился к завершению. По утверждению некоторых ученых, это была ночь Кадр (Ночь Предустановления).
Так началось ниспослание вахий Мухаммаду Мустафа саллаллаху алайхи васаллам.
Ангел Джибрил алайхиссалам который доводил вахий Всевышнего Аллаха до всех предшествовавших пророков, хранитель вахий, посредник между Господом миров и пророками, стал доводить до Мухаммада алайхиссалам последнее собрание вахий, ниспосылаемое Аллахом.
Всевышний Аллах сказал:
«И не было, чтобы Аллах говорил с человеком, иначе как через вахий, или позади завесы, или направляя посланника и ниспосылая ему вахий по Своему изволению, что желал. Поистине, он – Возвышенный, Премудрый!» (Сура «Шуро», аят 51).
«И вот так Мы ниспослали в качестве вахий тебе дух от Нашего веления. Не знал ты, что такое Книга и вера, но Мы сделали ее (Книгу – Куръан) светом, чем Мы наставляем на праведный путь, кого пожелаем из Наших рабов, и поистине, ты действительно наставляешь на прямой путь, путь Аллаха, Которому (принадлежит) то, что в небесах, и то, что на земле. Да будет вам известно, к Аллаху возвращаются дела!» (Сура «Шуро», аяты 52–53).
Человеку не дано общаться с Аллахом непосредственно. Связь между Аллахом и человечеством осуществляется через посредников. С посредниками общаются самые совершенные личности, избранные из числа людей — пророки алайхимуссалам, ибо даже через посредников ни один человек не способен общаться с Аллахом непосредственно. Более того, даже избранные пророки не равны между собой, они такие же разные, как и светящиеся на небе звезды, которые различаются по своему размеру и яркости.
«И не было, чтобы Аллах говорил с человеком...»
Не было и не может быть такого, чтобы Всевышний Аллах напрямую общался с человеком, поскольку слабый человек не в состоянии выдержать такой статус.
Следовательно, и принимать слово Аллаха посредством вахий способен не каждый человек. Этого удостоены лишь избранные, совершенные люди, обладающие определенными качествами. Аллах доводит Свое Слово до рабов, избранных Им Самим в качестве пророков, тремя следующими способами:
1. «...через вахий».
Вахий – религиозные указания, которые Аллах мгновенно и тайно ниспосылает своим пророкам. Вахий может ниспосылаться через ангелов или при непосредственном общении пророка с Аллахом. Всевышний Аллах доводит до сердца пророка алайхиссалам какое-нибудь известие, и пророк сразу узнает, что оно от Аллаха.
2. «...или позади завесы».
Подобно тому, как Всевышний Аллах говорил с Мусой алайхиссалам не показываясь.
3. «...или направляя посланника и ниспосылая ему вахий по своему изволению, что желал».
В этом случае Всевышний Аллах направляет ангела в качестве посредника – посланника между Собой и пророком. Явившись к пророку, ангел-посланник доводит до него то, что пожелает Аллах.
В практике нашего Пророка саллаллаху алайхи васаллам этот третий способ получения вахий через ангела имел четыре вида:
Первый вид: Прибыв, но, не показывая себя, ангел доводил необходимую весть до сердца Пророка алайхиссалам. В качестве примера этого ученые приводят следующий хадис:
«Пророк алайхиcсалам сказал: «Святой дух (ангел) довел до моего сердца, что поистине, ни одна душа не умрет, не получив сполна своего удела. Бойтесь же Аллаха и ищите удел красиво».
Второй вид: Ангел являлся в образе мужчины, разговаривал с Пророком саллаллаху алайхи васаллам и уходил после того, как он впитывал все сказанное. Существует много преданий о том, что ангел являлся в образе сподвижника по имени Дихятул Калби.
Третий вид: Вахий приходил со звуком, похожим на звон колокола. Этот вид ниспослания вахий был самым тяжелым для Пророка саллаллаху алайхи васаллам, – даже в холодные дни у него в такой момент проступал пот, а если он был верхом, животное приседало на землю.
Однажды в момент ниспослания вахий его колено касалось колена Зайда ибн Сабита радияллаху анху. Как вспоминает Зайд радияллаху анху тогда его колено чуть не разбились от чрезмерной нагрузки.
Четвертый вид: Ангел являлся нашему Пророку алайхиcсалам в своем естественном виде. Это было дважды. Джибрил алайхиссалам появлялся, закрыв своими крыльями небосвод, и доводил до Пророка алайхиcсалам известие от Аллаха.
Очевидно, что не каждый мог быть удостоен такой чести.
Для этого нужен был человек, заслуживший выбор, милость и благоволение Аллаха. И это должен был быть Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам. Для этого требовалось его саллаллаху алайхи васаллам великое сердце!
Всевышний Аллах прекрасно знает, как и кому ниспослать Свое Слово. Аллах избрал Своим последним и совершенным Пророком Мухаммада Мустафа саллаллаху алайхи васаллам. Выбор Аллаха верен.
«Поистине, он – Возвышенный, Премудрый!».
Поэтому и выбор Всевышнего Аллаха был возвышенным и наполненным мудростью.
В следующих аятах Всевышний Аллах обращается к самому Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам и говорит о том, как и зачем ему ниспослан вахий.
«И вот так Мы ниспослали в качестве вахий тебе дух от Нашего веления. Не знал ты, что такое Книга и вера. Но Мы сделали ее (Книгу, т.е. Куръан) светом, чем Мы наставляем на праведный путь, кого пожелаем из Наших рабов, и поистине, ты действительно наставляешь на прямой путь».
Это означает: «О Мухаммад! Мы и предыдущим пророкам направляли вахий такими же способами, как Мы излагали выше».
«И вот так Мы ниспослали в качестве вахий тебе дух от Нашего веления».
Иными словами, Всевышний Аллах говорит: «Мы ниспослали тебе Священный Куръан в качестве духовного руководства, так же, как Мы ниспослали вахий предыдущим пророкам».
В этом священном аяте Аллах называет Священный Куръан, ниспосланный через вахий Мухаммаду алайхиссалам духом – душой.
Действительно, Священный Куръан является неисчерпаемым идейным и духовным источником для человечества. Только Священный Куръан может быть духом для человечества. Только с ним человечество может быть живым духовно. Куръан – Слово Аллаха. Сам Всевышний Аллах ниспослал его через вахий Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам. Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам не сочинил Куръан сам, как утверждают неверные и мушрики. Этого и не могло быть. Поскольку до получения вахий:
«Не знал ты, что такое Книга и вера».
То есть: «Ты не умел ни читать, ни писать. Ты не знал, что такое религия, вероисповедание, вахий, Божественная книга. Если бы ты знал все это, люди могли бы утверждать, что ты придумал себе религию под влиянием того, что изучил и узнал, а теперь заявляешь, что Книга была ниспослана».
«…но Мы сделали ее (Книга, т.е. Куръан) светом, чем Мы наставляем на праведный путь, кого пожелаем из Наших рабов».
То есть: «Ты не сочинил Куръан. Это Мы сделали его светом. Этим светом Мы выведем из тьмы невежества к сиянию иймана тех из Своих рабов, кого пожелаем». Следуя этой книге,
«…поистине, ты действительно наставляешь на прямой путь, путь Аллаха, Которому (принадлежит) то, что в небесах, и то, что на земле».
То есть: «О Мухаммад! Правильный путь, на который ты наставляешь людей, – это путь Всевышнего Аллаха, Которому принадлежит все, что на небесах и на земле. Посредством вахий из Книги Аллаха ты будешь наставлять рабов Аллаха на верный путь Аллаха».
«О да! К Аллаху возвращаются дела!»
В суре «Ниса» Всевышний Аллах также говорит:
«Поистине, Мы ниспослали тебе вахий так же, как ниспослали вахий Нуху и пророкам после него, и Мы ниспослали вахий Ибрахиму, и Исмаилу, и Исхаку, и Яъкубу и коленам, и Ийсе, и Айюбу, и Юнусу, и Харуну, и Сулайману и дали Мы Давуду Забур» (аят 163).
Это значит, что Тот, Кто ниспосылает вахий всем пророкам, Кто выбирает их среди людей – Един.
Тот, Кто ниспослал вахий тем пророкам, направил вахий и Мухаммаду алайхиссалам. Тот, Кто избрал этих людей пророками, избрал пророком и Мухаммада алайхиссалам. Если Он дал Давуду алайхиссалам Забур, то Мухаммаду алайхиссалам Он дал Куръан.
Начало ниспослания вахий
Передается от Аиши радияллаху анха:
«Первое, что началось из вахий у Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, – это видение вещих снов. Все, что он видел во сне, в точности сбывалось наяву подобно утренней заре.
Потом ему стало нравиться уединение. Он уединялся в пещере Хира, совершая таханнус в ней несколько ночей, перед тем как спуститься к семье, и потому брал с собой необходимые припасы.
Затем возвращался к Хадийдже и запасался еще на столько же. Так продолжалось, пока не пришла к нему истина.
Тогда он был в пещере Хира. И явился к нему ангел и сказал:
– Читай!
(Пророк алайхиссалам говорит:) Я сказал:
– Я – не читающий.
Он взял меня и сжал так, что причинил мне трудности. Потом отпустил меня и сказал:
– Читай!
Я сказал:
– Я – не читающий.
Он взял меня и сжал во второй раз так, что причинил мне трудности. Потом отпустил и сказал:
– Читай!
Я сказал:
– Я – не читающий.
Он взял меня и сжал в третий раз, потом отпустил и сказал:
– Читай! Во имя Господа твоего, Который сотворил, сотворил человека из алака. Читай! И Господь твой самый Великодушный».
И вернулся Пророк саллаллаху алайхи васаллам с ними (с аятами), трепеща сердцем, и вошел к Хадийдже бинту Хувайлид радияллаху анха и сказал:
– Заверните меня! Заверните меня!
Его завернули и было так, пока не ушел от него страх. Затем он сказал Хадийдже, сообщая ей весть:
– Я действительно испугался за себя.
Хадийджа сказала:
– Нет же! Клянусь Аллахом, никогда Аллах не опозорит Вас. Поистине, Вы действительно поддерживаете родственные связи, помогаете слабым, даете неимущим, угощаете гостя и выручаете попавших в беду на пути истины.
И отправилась Хадийджа с ним к Вараке ибн Навфалу ибн Асаду ибн Абдулуззе, сыну дяди Хадийджы, который принял христианство во времена невежества. Он умел писать на иврите и писал из Инджила на иврите столько, сколько того пожелал Аллах. Он был ослепшим стариком.
Хадийджа сказала ему:
– О сын моего дяди! Послушайте сына вашего брата!
Варака сказал ему:
– О сын моего брата, что ты видишь?
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам поведал ему то, что видел.
Варака сказал ему:
–Это – Намус , которого Аллах ниспослал Мусе. Эх! Если бы у меня были силы! Если бы я был жив, когда твое племя изгонит тебя!
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Они прогонят меня?
Варака сказал:
– Да! С каждым, кто приносит то, что принес ты, будут враждовать. Если я доживу до того твоего дня, помогу тебе всем, чем смогу.
Через короткое время Варака умер.
(Ниспослание) вахий прервалось».
После слов Вараки ибн Навфала, он саллаллаху алайхи васаллам понял, что ему был ниспослан вахий от Всевышнего Аллаха. Именно в такое время ниспослание вахий приостановилось. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сильно переживал из-за этого. Он не мог найти себе места. Как отмечают признанные ученые-мухаккики (ученые-исследователи, выявлявшие истину путем досконального изучения материала), этот период длился пять-шесть месяцев. Затем ниспослание вахий возобновилось. О том, как это происходило, мы узнаем из следующего хадиса.
Джабир радияллаху анху рассказывая о прерывании ниспослания вахий, передает от Пророка саллаллаху алайхи васаллам:
«Когда я шел, внезапно услышал голос с небес. Бросил взгляд вверх и увидел, как ангел, который явился мне в пещере Хира, сидит на троне между небом и землей. Я испугался его, вернулся и сказал:
– Заверните меня! Заверните меня!
Тогда Всевышний Аллах ниспослал: «О закутавшийся! Встань и предостерегай! И Господа своего возвеличь! И одеяния свои очисть! И избегай же скверны!» (начало суры «Муддассир»). Так вахий стал ниспосылаться последовательно».
Передали два шейха и Тирмизи.
Ученые отмечают, что временное прекращение ниспослания вахий имело сокровенный, мудрый смысл. Каждый знает, что принятие вахий – нелегкое дело. Было бы крайне трудно, если такое тяжелое явление начало бы сразу повторяться беспрерывно. Временный перерыв был облегчением для Пророка саллаллаху алайхи васаллам. К тому же его жажда к вахий возросла благодаря прерыванию ниспослания.
С ниспосланием начала суры «Муддассир» («Закутавшийся») начался и призыв людей к Исламу. С этого началась и посланническая миссия Мухаммада Мустафа саллаллаху алайхи васаллам, – дело доведения религии Аллаха до уммы, ибо Всевышний Аллах повелел Своему последнему пророку:
«О закутавшийся! Встань и предостерегай!»
Это был Божественный призыв, имеющий сильнейшее влияние. Он извещал о том, что время лежания и отдыха прошло, что настало время вставать, действовать, вести людей на правильный путь, преодолевать многочисленные трудности, возникающие в этой деятельности.
Под словом «Предостерегай!» подразумевалось оповещение несведущих о грядущей опасности. А это было милостью Аллаха к Своим рабам, поскольку ни от того, что все люди будут на неверном пути, ни от того, что все они будут на правильном пути, у Аллаха ничего не уменьшится и не приумножится. Но благодаря бесконечной милости Аллаха к Своим рабам, Он посылал им предупреждающих Пророков.
Несомненно, этот аят имеет величайшее значение.
Это было веление, чтобы вести людей на истинный путь, на путь Аллаха.
Это был воззвание Аллаха о том, что время лежания закутавшись прошло, что теперь пора вставать.
Поэтому, когда почтенная Хадийджа говорила Пророку алайхиссалам: «Поспите же немного», Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, отвечал: «О Хадийджа, время сна прошло».
.