Дуа и жизнь
Наше рождение, земной путь, уход в иной мир и существование там – всё это наша Судьба. Она предопределена Аллахом задолго до нашего появления на свет и известна Ему наперёд во всех подробностях. Знание Аллаха Всеобъемлюще и Неизменно, в том числе, и касательно наших дуа: когда и сколько мы будем просить, о чём, с каким результатом. Аллах объясняет нам в Куръане: «Всякую вещь Мы подсчитали в ясном руководстве [в Хранимой Скрижали]» (Сура «Йасин», аят 12).
Пророк Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам), обращается к нам: «Мольба приносит пользу в том, что постигло, и в том, что может постичь. Так обращайтесь же с мольбой к Аллаху, о, рабы Аллаха!» (Ат-Тирмизи, Хаким).
В сложный или важный момент, исходя из его причин или последствий, раб Аллаха находит нужным обратиться к своему Творцу и возносит Ему мольбу. Разве при этом человек хоть как-то ощущает, что его дуа было предписано ему до рождения? Он просто чувствует потребность просить у Аллаха помощи и делает это. Человек не знает, что Аллах предопределил ему на будущее, но он не может не реагировать на происходящее с ним сейчас. Человек создан таким.
Для Аллаха не существует причинно-следственных связей (привычных для человека), как и времени с пространством - всё это Он создал, но не нуждается в них. Уже по одной этой причине, люди мысля пространственно-временными категориями, не в состоянии приблизиться к пониманию Таинства Создания, сути Предопределения. Так же Аллах закрыл для нас знание того, какое место в грандиозной системе под названием Такдир занимает человеческое дуа.
Изменяет ли дуа судьбу?
В Священном Куръане читаем: «Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геену униженными» (сура «Гафир» аят 60). Наши мольбы и обращения к Аллаху названы поклонением Ему (Ибада), что очень весомо. Одновременно Аллах даёт своим рабам Обещание ответить на их дуа, обнадёживает в правильном результате. Однако, люди всё равно задаются вопросом, влияет ли дуа на судьбу?
Известно, что для определения степени какого-то воздействия, обычно применяют метод сравнения: так называемое «до и после». В нашем вопросе, для получения ответа, также было бы логично соотнести «судьбу до дуа» и «судьбу после дуа». Однако, есть ли у нас такая возможность? Нет - даже теоретической. Ибо: «У Него ключи к сокровенному и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни зёрнышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего бы не было в Ясном Писании» (Сура «Ал-Анъам», аят 59). В этом Всеобъемлющая Мудрость Аллаха, которую людям не охватить разумом, только - принять душой.
Принципиально, что, если дуа не имело бы важности для обоих миров, Аллах не призывал бы к нему в Куръане, и Пророк Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам), не завещал бы в своей Сунне.
Вместе с тем, Пророк (саллаллаху алайхи васаллам) твёрдо останавливал своих сахабов (а вместе с ними, и нас) от углубления в тему Судьбы (Такдира), дабы оградить от опасности лишиться Иймана.
Дело рабов – верить в Милость своего Создателя по отношению к ним, стараться быть достойными этой Милости (жить по Его Законам) и не останавливать своих обращений к Творцу. Это реальные меры, которые может предпринять человек. А их результат от нас уже не зависит. На то есть Воля и Могущество Аллаха, которым мы доверяемся.