(العرف، و العادة، و التعامل)
А. Определение
Обычай, традиция и привычка являются шариатскими доводами, к которым обращаются в момент не обходимости. Эти слова, будучи синонимами, используются в ‘ильм аль-Фикх, заменяя друг друга. Однако, с языковой и терминологической стороны они имеют между собой некоторые различия. Например, аль-’урф, обозначающее в языке нечто приличное, общеизвестное (ма’руф), терминологически определяется как“не что одобряемое разумом и шариатом, не отрицаемое (не считающееся чужим) здравомыслящими людьми”.
Обычно факихи используют аль-’урф и аль-’âдат в одинаковом смысле и дают им следующее опреде ление: “Нечто, выполняемое по привычке и принимаемое здравомыслящими людьми как положительное”.
Б. Разновидности аль-‘Урф
аль-‘Урф подразделяется на части, с одной стороны - на устную и практическую, с другой стороны - на общую и частную. Все эти разновидности аль-’урфа могут быть как недействительными (фâсид), так и правильными (сахих).
а) аль-’Урф аль-Фâсид
аль-’Урф и аль-’âдат, противоречащие Книге и Сунне, называютсяаль-’урф аль-фâсид (недействи тельное обычное право). Например, пить спиртное и получать проценты в некоторых случаях между людьми может принимать форму традиции или обычая. Однако, подобные традиции или обычаи, противоречащие текстам, не могут быть приняты как одобряемые.
б) аль-’Урф ас-Сахих
Традиции и обычаи, не противоречащие религии и разуму, называются правильными (сахих).
В. аль-‘Урф как аргумент (худжжат)
Факихи принимают аль-’урф и аль-’âдат в качестве одного из источников извлечения норм и их опоры. Доводы, на которые они при этом ссылаются, можно расположить в следующем порядке:
а) Тексты, подтверждающие, что аль-’урф и аль-’âдат являются доводами:
“А содержание их и одежда их на отце, согласно обычаю”[1]
“Кто беден, пусть тратит по обычаю”[2]
б) Продолжение некоторых доисламских обычаев в исламе: некоторые обычаи арабов, не противоре чившие исламу, принято считать законными. Например, товарищество, в которое одна сторона вкладывает капитал, а другая - труд. Это учреждение продолжает существовать и в исламе.
[1] "Аль-Бакара", 233.
[2] "Ан-Нисâ", 6.
.