1441 йил 17 раби́’у ль-авваль | 2019 йил 15 ноябрь, пятница
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

013. Обычное право (аль-‘урф), традиция (аль-‘âдат) и привычка (ат-та’âмул)

09:18 / 04.01.2017 2072 Режим чтения + -
.

(العرف، و العادة، و التعامل)

А. Определение

Обычай, традиция и привычка являются шариатскими доводами, к которым обращаются в момент не обходимости. Эти слова, будучи синонимами, используются в ‘ильм аль-Фикх, заменяя друг друга. Однако, с языковой и терминологической стороны они имеют между собой некоторые различия. Например, аль-’урф, обозначающее в языке нечто приличное, общеизвестное (ма’руф), терминологически определяется как“не что одобряемое разумом и шариатом, не отрицаемое (не считающееся чужим) здравомыслящими людьми”.

Обычно факихи используют аль-’урф и аль-’âдат в одинаковом смысле и дают им следующее опреде ление: “Нечто, выполняемое по привычке и принимаемое здравомыслящими людьми как положительное”.

Б. Разновидности аль-‘Урф

аль-‘Урф подразделяется на части, с одной стороны - на устную и практическую, с другой стороны - на общую и частную. Все эти разновидности аль-’урфа могут быть как недействительными (фâсид), так и правильными (сахих).

а) аль-’Урф аль-Фâсид

аль-’Урф и аль-’âдат, противоречащие Книге и Сунне, называютсяаль-’урф аль-фâсид (недействи тельное обычное право). Например, пить спиртное и получать проценты в некоторых случаях между людьми может принимать форму традиции или обычая. Однако, подобные традиции или обычаи, противоречащие текстам, не могут быть приняты как одобряемые.

б) аль-’Урф ас-Сахих

Традиции и обычаи, не противоречащие религии и разуму, называются правильными (сахих).

В. аль-‘Урф как аргумент (худжжат)

Факихи принимают аль-’урф и аль-’âдат в качестве одного из источников извлечения норм и их опоры. Доводы, на которые они при этом ссылаются, можно расположить в следующем порядке:

а) Тексты, подтверждающие, что аль-’урф и аль-’âдат являются доводами:

“А содержание их и одежда их на отце, согласно обычаю”[1]

“Кто беден, пусть тратит по обычаю”[2]

б) Продолжение некоторых доисламских обычаев в исламе: некоторые обычаи арабов, не противоре чившие исламу, принято считать законными. Например, товарищество, в которое одна сторона вкладывает капитал, а другая - труд. Это учреждение продолжает существовать и в исламе.

[1] "Аль-Бакара", 233.

[2] "Ан-Нисâ", 6.

.
Автор
islom.uz
Источник
islom.uz
Статьи по теме
.  Доказательство достижения саваба от милостыни   1. «Один человек спросил у Посланника Аллаха  саллаллаху алайхи васаллам О Посланник Аллаха, моя мать читать полностью

2523 09:49 / 28.12.2016
.Тафсир Хилал. Сура Ниса аяты 6970     69. Кто же повинуется Аллаху и Посланнику, то они с теми, которых облагодетельствовал Аллах, из пророков, и правдивых, читать полностью

2289 06:01 / 04.02.2017
.Как быть   В настоящее время заблудших мусульман все еще немало. Все нынешние беды мусульман исходят прежде всего от самих мусульман от незнания ими основ своей читать полностью

2816 07:00 / 05.01.2017
.. . . . Абу Хурайра да будет доволен ими Аллах передаёт, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, чихая, прикрывал рот рукой или одеждой и читать полностью

127 16:00 / 06 июль
Тазкира
ХАДИС ДНЯ
Абдуллах ибн Амр ибн алАс родияллаху анху поведал, что Пророк соллаллоху алайхи васаллам сказал .Души двух верующих встречаются в течение дня, даже если они на самом деле не видели друг друга,.
ИЗРЕЧЕНИЯ ДНЯ
Саубан говорил .Если два человека пробудут в ссоре более трех дней и один из них погибнет или оба они умрут в состоянии ссоры, то оба они обречены на погибель. И если читать полностью
ВОПРОС ДНЯ
Ассаламу алайкум, уважаемый Шейх хазрат У очень большой интерес и стремление к получению знаний. Много времени провожу в школе, библиотеке и за чтением книг. В читать полностью