В фондах Самаркандского музея-заповедника хранится экспонат, на который многие годы особо не обращалось внимания – кабр пуш. В книге поступления основного фонда сказано «Кабр пуш – куски покрывала с Каабы, чёрная ткань с арабскими письменами, сшита из трёх кусков».
В инвентарной книге также указывается его место происхождения – Саудовская Аравия, Мекка. Предмет был приобретен 13 августа 1933 года на железнодорожной станции города Бухара у гражданки Ф. Шукурбаевой во время экспедиции научных сотрудников Самаркандского музея Г.П. Снесарева и М.С. Юсупова за 30 рублей.
Скорее всего, при внесении данного предмета в книгу учета было неправильно истолковано название: кабр пуш и каабапуш звучат почти одинаково, но имеют разные значения. Кабр пуш (могильное покрывало) – элемент ритуального обряда многих народов Центральной Азии. Так можно отметить данный элемент на гробнице Амира Темура в его мавзолее. А о термине «Каабапуш» нет упоминания.
Много лет данный экспонат был выставлен в музее истории религии и атеизма, функционировавшем с 1965 по 1989 гг. в некрополе Шахи-зинда. Только в последние годы при проведении более тщательной инвентаризации фондов Самаркандского музея-заповедника данный предмет был правильно атрибутирован.
Каабапуш, или кисва (от арабского кисват аль-каʼаба покрывало Каабы) – это покрывало из чёрного шёлка с аятом «Воистину, первым домом, который воздвигнут для людей, является тот, что находится в Мекке. Он воздвигнут как благословение и руководство для миров» и сурами из Корана. Покрывало меняется один раз в год перед хаджем 10 числа 12-го исламского месяца Зуль-Хиджа.
Считается, что обычай накрывать Каабу покрывалом возник ещё до появления ислама. Тогда языческие аравийские племена покрывали Каабу шкурами жертвенных животных. Некоторые источники предписывают изобретение обряда покрывания Каабы Аднану, приходившемуся прапрадедом Пророку Мухаммеду. Интересно, что дед Мухаммеда Абд аль-Мутталиб и его дядя Абу Талиб, в доме которых после смерти матери (отец Мухаммеда умер раньше), будущий Пророк ислама воспитывался с 6 лет, являлись ещё до провозглашения ислама официальными охранителями языческого святилища Каабы. Также имеется предание, что накрывать покрывалом Каабу пошло от химьяритского царя Асада аль-Камила. Некоторые ученые утверждают, что первое кисва было сделано пророком Исмаилом. Но большинство источников единогласны в том, что первым, кто положил начало этой традиции, был Туба, король Хумайюра в Йемене.
В исламские времена Кааба имела по нескольку нарядов одновременно, так как старые с нее не снимали. Так было до 160 года хиджры, когда паломничество совершал аббасидский халиф Аль-Махди. Смотрители и служители этого святилища обратились к халифу с опасениями, что здание может не выдержать веса накопившихся покрывал и развалиться. В результате халиф приказал укрывать Каабу не более чем одним покрывалом. При халифе Аль-Мамуне Каабу покрывали трижды в год красной скрепленной кисвой восьмого числа месяца хаджа, белым габати первого числа месяца Раджаба и красной парчой двадцать девятого числа месяца Рамадана. После этого халиф Аббасидов Ан-Назир покрывал Каабу в зеленое покрывало. Затем халиф Ан-Назир решил изменить его цвет на черный, который остается и по сей день.
Чёрный цвет покрывала был выбран из-за практичности, на этом фоне не так заметны пыль, следы дождей, оседающей грязи. То разноцветное покрывало, которое висит на передней стороне Каабы, было впервые повешено в 810 году по хиджре.
При пророке Мухаммаде кисва изготовлялось в Йемене, при халифе Омаре I кисву стали изготовлять в Египте. С образованием в 1932 году Королевства Саудовской Аравии саудовские короли обратили внимание не только на реконструкцию священных мечетей в Мекке и Медине, но и посчитали, что покрывало Каабы должно изготавливаться внутри страны. На ткацкой фабрике трудятся только мужчины. Эта фабрика производит два покрывала в год, одно из которых является запасным. Старую кисву снимают, разрезают на куски и раздают в качестве пямятного сувенира всем паломникам, совершающим Хадж. По-видимому, куски покрывала, хранящиеся в фондах музея именно из той кисвы, что раздают при совершении Хаджа.
Согласно цеховым требованиям, покрывало должны были изготовить из натурального шёлка чёрного цвета. Длина чехла 14 метров. На верхней трети чехла просматривается пояс шириной 95 см, на котором начертаны строки из Корана, обрамленные исламским декоративным узором. Всё это вышито золотой нитью. Общая длина пояса 47 метров. Для каждого покрывала требуется около 736 кг шелковой нити. Нить поступает в цех в ее естественном цвете и требует покраски. Внешний слой кисвы ткут исключительно вручную.
Как только отдельные части кисвы завершены, их сшивают вместе в одно сплошное покрывало. Хотя текст надписей никогда не меняется, в узор оформления и стиль письма вносятся изменения, которые предлагаются группой художников и каллиграфов. После согласования художники наносят их в натуральную величину на большие куски чертежной бумаги. Эти образцы затем переносятся на машины, которые ткут ленту с надписями. После того, как шелковая лента выткана, она готова к ручной вышивке. Вначале ремесленники вышивают желтой нитью по всей ленте арабские надписи, которые выступают над поверхностью основы приблизительно на четверть дюйма. Затем используют золоченую и серебряную нить для вторичной вышивки надписей, придавая ей объемный, блестящий вид, в результате чего каллиграфия становится видимой с большого расстояния.
Покрывало включает также и занавес на дверь Каабы. Длина его 7,5 м, ширина 4 м. На занавесе начертаны строки из Корана и исламский декоративный узор. Всё это вышито серебряной нитью, покрытой золотом. Подкладка чехла делается из грубого материала. Только на один чехол идет 70 кг натурального шёлка. В фондах Бухарского государственного музея-заповедника имеется деталь от занавеса на дверь Каабы. В данный момент одна часть покрывала экспонируется в зале «Зал позднего средневековья» Самаркандского областного краеведческого музея.
В фондах Самаркандского государственного музея-заповедника хранится свыше 230 тысяч экспонатов. И у каждого экспоната есть своя история, по которой можно проследить, как и каким путём он попал в запасники музея. Думаем, что такие музейные предметы есть не только в Самаркандском музее-заповеднике, но и в других музеях Узбекистана, и они ждут своего исследователя.
Гулрух Рахматова,
главный специалист отдела
учета фондов Самаркандского государственного
музея-заповедника
..