А. Определение
В языке истисхâб означает «привлечение с собой», «сопровождение», «сопутствие» (мусâхабат) и, как продолжение этого значения, – общение (сухбат). Терминологически это слово определено следующим об разом: “Понятие, бесспорное в прошлом, в последствии не претерпевшее изменения и к настоящему времени оставшееся таким же”[1]
(الاستصحاب: هو ابقاْْء ما كان على ما كان)
Например, истисхâб указывает на принятие факта существования пропавшего без вести человека при отсутствии сведений о его смерти. Точно так же брак супругов считается действительным до поступления опровергающего сведения.
Б. Аль-Истисхâб как аргумент (худжжат)
Истисхâб используется в качестве аргумента (худжжат) там, где не находится довода (далиль). Все мазхабы пользовались извлечением норм (истинбâт), опираясь на привлекаемые доводы (истисхâб). Даже мазхабы Зâхирийа и Имâмийа, не признававшие аналогию (кыйас) в качестве аргумента, использовали ис тисхâб при извлечении правовой нормы в очень многих вопросах.
В. Правила, построенные на привлеченных (мустасхаб) доводах
На привлеченных (мустасхаб) доводах построен целый ряд общих правил. Некоторые из них пояснены ниже:
1. “Основой в вещах является их дозволенность”[2]. Например, если в Книге, Сунне и других источни ках нет указаний относительно еды, питья, одежды, то решение по их дозволенности принимается на основе привлеченного (мустасхаб) довода.
2. “Презумпция невиновности”[3]. Считается, что до того, как наступление ответственности человека по какому-либо поводу, например по долгу, не доказано, на нем нет ответственности. Истисхâб является общепринятой основой в уголовном и долговом праве. Человек считается невиновным и не должником до того, как вменяемая ему вина или долг не будут доказаны.
3. “Достоверность не исчезает с сомнением”[4]. Например, вещь, существование которой является оче видным, простым сомнением не может быть приговорена к небытию. Если некто категорически уверен в совершении омовения, а затем впадает в сомнение по поводу наличия ритуальной чистоты, решение прини мается в пользу ее наличия.
4. “Наличие чего-то определяется по его состоянию”[5]. Человек, о котором известно, что он жив, пока не будет какого-либо доказательства об обратном, не может считаться мертвым. Только лишь при на личии доказательства может быть принято решение о его смерти.
[1] "İlm-i Hilâf", s. 51.
[2] Bilmen, I. 298.
[3] "Mecelle", md. 8.
[4] "Mecelle", md. 4.
[5] "Mecelle", md. 5.