В этой главе будут рассмотрены следующие производные доводы:истихсâн, истисхâб, истислâх (аль-масалих аль-мурсала), ’урф - ’адат, каул ас-сахаба, садд аз-зарâйи’, шар’ мин каблина.
I. Аль-Истихсâн (الاستحسان)
А. Определение
В языке истихсâн означает «одобрение». Терминологически это слово определено двояко: в узком и широком значенииях.
а) аль-Истихсâн в узком значении – это “отступление от одной аналогии к другой, более сильной”.
(الاستحسان: هو العدول عن قياس الى فياس اقوى منه)
б) аль-Истихсâн в широком значении - включает в себя также и скрытые аналогии. Достаточно при вести два определения.
1. Истихсâн - это “довод, оспаривающий явную аналогию (аль-кыйас аль-джали) или противостоя щий ей”.[1]
(و هو دليل يقابل اي يعارض القياس الجلي)
2. Истихсâн - это направление, взятое муджтахидом, в силу какой-либо причины, от необходимости явной аналогии к необходимости скрытой аналогии или к исключению, в силу какой-либо причины, из общего правила какого-либо частного вопроса.
Б. Аль-Истихсâн как аргумент (худжжат)
Более всего использовали истихсâн в качестве аргумента ханафиты. Имеется высказывание имама Мâлика по этому поводу: "Аль-Истихсâн - это девять десятых науки".
[1] İbn Melek, s. 294.