Передается от Абу Барзы радияллаху анху:
«В намазе фаджр Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам совершал кираат от шестидесяти до ста (аятов)».
Передали оба шейха и Тирмизи.
Пояснение: Количество аятов в передаче хадиса имама Табарани указано как «с суру ал-Хаакка».
Передается от Джабира ибн Самуры радияллаху анху:
«В намазе фаджр Пророк саллаллаху алайхи васаллам совершал кираат “Коф, вал Куръанил Маджиид”. Последующие намазы были более легкими».
Передали Муслим и Тирмизи.
Пояснение: В этом хадисе упоминается не количество аятов, а конкретное название прочитанной во время утреннего намаза суры «Коф», а также то, что другие намазы были более легкими (непродолжительными). Это особенно хорошо должны запомнить имамы.
Передается от Амра ибн Хурайса радияллаху анху:
«Я словно (и сейчас) слышу голос Пророка саллаллаху алайхи васаллам, читающего: “Фалаа уксиму билхуннаси, ал-джаварил куннаси, вал лайли иза асъаса”».
Передали Абу Давуд и Муслим.
Пояснение: Из этого следует, что Амр ибн Хурайс радияллаху анху слышал, как Пророк саллаллаху алайхи васаллам читал в намазе фаджр суру “Изаш шамсу куввирот”.
Таким образом, изучив эти и другие хадисы о кираате в намазе, становится ясным, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в данном вопросе исходил из ситации. Но при этом, совершенно очевидно, что в намазе фаджр, в отличие от других намазов, кираат был более продолжительным. Алхамдулиллах, мусульмане хорошо знают и исполняют это и сегодня.
В передаче Тирмизи и Хāкима сказано:
«В намазе фаджр Пророк саллаллаху алайхи васаллам читал “Вакиъу”».
Пояснение: Следовательно, эту суру и другие суры аналогичного размера можно читать в намазе фаджр.
Передается от Абдуллаха ибн Саиба радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам возглавил нам фаджр-намаз в Мекке. Когда он начал читать суру “Муминун” и прочитал до слов о Мусе и Харуне или Ийсе, у него начался кашель и он совершил рукуъ».
Передали оба шейха.
Пояснение: Из этого следует, что в случае возникновения каких-либо затрудняющих кираат ситуаций, можно его завершить и перейти к совершению рукуъ.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 5. Книга о намазе.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.