1444 год 3 Джумадаул аввал (Джумадаул ула) | 2022 год 27 ноябрь, воскресенье
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Фикх

Трансплантация органов живого или умершего человека

06:30 / 03.10.2019 3199 Режим чтения + -

Хвала Аллаху, Господу миров! Да будут благословение и мир Мухаммаду - нашему господину и последнему из пророков, его роду и его сподвижникам!

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 26 (1/4)
О трансплантации органов живого или умершего человека

Совет Исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламская Конференция в ходе своей Четвертой сессии, созванной в Джидде (Королевство Саудовская Аравия) 18-23 месяца джумада аль-ахира 1408 года по хиджре (6-11 февраля 1988 г.), ознакомившись с результатами поступивших в Академию правоведческих и медицинских исследований на тему «Трансплантация органов живого или умершего человека»; выявив в ходе оживленного обсуждения, что этот метод, будучи результатом научного и медицинского прогресса, получает всё большее распространение; зарекомендовав себя с положительной стороны, такого рода операции одновременно порождают болезненные социальные и психологические проблемы, поскольку проводятся без учета положений и норм шариата, направленных на сохранение благородного облика человека. Шариат ставит во главу угла всё то, что составляет благо для человека и общества и гармонизирует их интересы. Шариат призывает мусульман к сотрудничеству, состраданию и благотворительности;
подытожив результаты исследований и сгруппировав выводы в нескольких пунктах, по каждому из которых выносится особое решение;

Постановил:
Определения и классификации
1. В настоящем тексте под термином «орган» подразумевается любая часть человеческого тела, в том числе его ткани, клетки, кровь и Р- (например, роговая оболочка глаза). При этом не имеет значения, отделен орган от тела или нет.
2. Трансплантация - предмет данного исследования - сводится к использованию органа, необходимого пациенту, дабы сохранить ему жизнь или жизненно важную функцию (например, зрение и т. п.) При этом человек должен получить возможность продолжать полноценное с точки зрения шариата существование.
3. Трансплантация бывает трех типов:
*органа живого человека;
* органа скончавшегося человека (трупного органа); органа утробного плода;
Трансплантация органа живого человека. Различают два ее вида:
*пересадку органа человека с одного места его тела на другое, например кожи, хрящей, костей, вен и т. п.;
*трансплантацию органа из тела одного живого человека в тело другого человека. В этих случаях необходимо определить, является ли этот орган жизненно важным или нет. Жизненно важные органы могут быть одиночными, например сердце, печень, или парными, например почки, легкие. Органы, не являющиеся жизненно важными, подразделяются на те, что ответственны за основные функции организма, и те, что не ответственны за них. Имеются также регенерирующиеся органы, например кровь, и не регенерирующиеся. Существуют органы, определяющие пол и наследственность человека, оказывающие влияние на его личность, например яички, яичники, нервные клетки; имеются органы, не влияющие на всё это.
Трансплантация органа скончавшегося человека. Существует две формы диагностики смерти:

*прекращение мозговой деятельности человека, и с медицинской точки зрения констатируется невозможность ее возобновления;
*окончательная остановка сердца и дыхания, и с медицинской точки зрения констатируется невозможность их возобновления.
В обоих случаях Совет руководствуется своим постановлением №17, вынесенным на Третьей сессии.
Трансплантация органа утробного плода. Утробный плод для этих целей может быть получен одним из следующих путей:
*самопроизвольный выкидыш;
*выкидыш в результате медицинского или непрофессионального вмешательства;
*результат внематочного оплодотворения «in vitro».

ШАРИАТСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1.Трансплантация органа человека с одного места его тела на другое разрешается в случае, если ожидаемая польза от этой операции очевидным образом перевешивает возможный вред и если целью операции является восстановление утраченного органа или восстановление его формы или естественной функции, устранение его дефекта или обезображенности, которые могут принести человеку физические или нравственные страдания.

1. Трансплантация органа из тела одного живого человека в тело другого человека разрешается, если трансплантат обладает свойством физиологической регенерации, как в случае с кровью или кожей. В этом случае обязательной является полная дееспособность донора и соблюдение во время операции всех норм шариата.
2. Разрешается трансплантация части органа другого человека, если орган был ампутирован у донора в силу его заболевания, как это, например, происходит в случае трансплантации роговой оболочки ампутированного глаза.
3. Запрещается трансплантация жизненно важного органа живого человека, например сердца.
4. Запрещается трансплантация органа живого человека, если это чревато осложнением для одной из его основных жизненных функций, хотя и не грозит летальным исходом, например трансплантация роговой оболочки обоих глаз. Что касается трансплантации с частичной потерей одной из основных жизненных функций, то это требует дополнительного исследования (см. ниже п. 8).
5. Разрешается трансплантация трупного органа в том случае, если от этого зависит жизнь или одна из основных жизненно важных функций организма пациента. В этом случае обязательным является соблюдение условия, чтобы сам донор при жизни или его наследники после его смерти согласились на такую операцию. В случае, если личность умершего не поддается идентификации или не установлены наследники, согласие на трансплантацию дает полномочный глава мусульман.
6. Примечание. Согласие на трансплантацию в вышеописанных случаях не должно быть актом продажи органа, поскольку купля-продажа человеческих органов никоим образом не разрешена. Случаи, когда человек, остро нуждающийся в донорском органе, расходует ради него Свои деньги в виде вознаграждения или подарка, должны стать предметом рассмотрения специальных исследований.
7. Все не описанные выше случаи трансплантации являются предметом дальнейшего анализа, постановление по ним может быть вынесено на будущих сессиях на основе положений шариата и собранных медицинских данных.

Аллах всезнающий!

Islam.uz

Автор
islom.uz
Статьи по теме
Старшие улемы о МавлидеВ поиске примера к высказываниям улемов о мавлиде первой мое внимание привлекла известная книга .Тухфатул мухтадж фии шархил минхадж, читать полностью

3317 23:46 / 05.01.2017
А. Определение кыйаса и его свойствоВ языке слово кыйас мукайаса имеет такие значения, как оценка, аналогия, измерение. Терминологи чески слово кыйас определяется читать полностью

3580 04:22 / 04.01.2017
А. Определение1В языке слово иджмacirc`имеет такие значения, как решимость `азм, намерение касд и согласие, еди нодушие иттифacircк. Терминологически это слово читать полностью

10996 04:23 / 04.01.2017
Основы теории и методологии фикха А. ОпределениеФикх как учение разделяется на две части фуру` альФикх ndash разветвления фикха практиче ское право и Усуль альФикх читать полностью

901 15:52 / 04.01.2017
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Я студент Университета мировых языков в Ташкенте, обучаюсь в факультете корейской филологии. Учитель корейской литературы требует читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум 1 Позволительно ли мне возглавлять таравихнамаз при совершении его дома с младшим братом, если я не могу соблюдать пост2 Позволительно ли читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы создали программу, оповещающую о наступлении времени намаза. Хвала Всевышнему Аллаху, программа стала довольно популярной за короткий читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум, уважаемая коллегия .Спросите людей зикра, Да одарит вас Аллах благодатью. Наставники, мы, несколько человек, собираемся и совершаем читать полностью