Слово кадар имеет значение меры, количества, величины. В исламском вероучении слово кадар подразумевает вероубеждение о том, что Всевышний Аллах Своим знанием и Своей волею в извечности предустановил, сделал каждую вещь мерной. Однако в результате искаженной передачи смысла этого простого понятия к акийде о кадā и кадаре примешались всякие ошибочные представления. Известно, что со временем, в силу определенных факторов, в некоторые исламские понятия проникли различные искаженные идеи, бидъы и предрассудки.
Не будет преувеличением, если скажем, что среди этих исламских понятий подвергшимся наибольшему искажению, и даже чуть ли не обретшими противоположное значение, являются понятия кадā и кадар. В действительности же вероучение о кадā и кадар является очень прозрачным и легким для восприятия. Улемы дали следующие определения понятиям кадā и кадар:
«Кадā — это извечное знание Всевышнего Аллаха обо всем том, что и как произойдет в будущем».
«Кадар — это осуществление, появление всего этого в соответствии с извечным знанием Всевышнего Аллаха».
Согласно мазхабу Ахлус сунна вал джамаъа, каждому мусульманину, достигшему зрелости, долженствует — является ваджибом — уверовать в извечное знание Всевышнего Аллаха обо всех делах рабов, всех событиях, связанных с созданиями. Акийда о кадā (предопределении) и кадар (предустановлении) составляет одно из тех вероубеждений Ислама, что базируются на вере в Аллаха. Эта акийда построена на описании совершенных качеств Всевышнего Аллаха, сделанном на основе правильных, не искаженных познаний. И одним из таких качеств — сифатов — является знание Аллаха, безграничность этого знания, всеобъемлемость Его воли и совершенность Его могущества.
Вероубеждение о кадā (предопределении) и кадар (предустановлении) основано именно на этих сифатах Аллаха. И поэтому, пока не будет веры в кадā и кадар, вера в Аллаха не будет полноценной. Поистине, Всевышний Аллах знает обо всем. Он знает о продвигающемся в муравейнике муравье и знает о планетах, движущихся по своей орбите. Ничто не может остаться сокрытым от Его знания. Всевышний Аллах ведает как о каждой частице во Вселенной, так и о ее движении. Точно так же Всевышний Аллах знает обо всем, что произойдет до Судного дня. Если бы Аллах не знал всего этого, то это указывало бы на изъян в совершенности Его сифатов. Вот это божественное знание и называется «кадā и кадар» (предопределение и предустановление). В этом, как могут подумать невежественные люди, нет принуждения человека со стороны Всевышнего Аллаха, но есть изначальное знание Всевышним Аллахом о том, что совершит человек. Ибо знания Аллаха не имеют границ. Для более легкого восприятия этого понятия, ученые приводят следующий пример.
Имея плохое настроение, вы посмотрели в зеркало. В своем отражении вы увидели нахмуренные брови, сморщенный лоб и озлобленное выражение лица. Имеете ли вы право в таком случае упрекать за это зеркало? Можете ли вы сказать, что зеркало ущемило вас, испортило вам настроение? Зеркало всего лишь показало вам то, что у вас было. Оно вовсе не причастно к тому, что у вас нахмуренные брови, сморщенный лоб и злой вид. То же самое и с предопределением и предустановлением! Это всего лишь извечное знание Всевышнего Аллаха о мыслях и деяниях Своих рабов, и только. Еще один пример. Учитель хорошо представляет уровень знаний своих учеников. Еще при составлении экзаменационных вопросов он сказал, что такой-то получит оценку «отлично», а другой, такой-то — «хорошо». Результаты экзаменов вышли такими, как сказал учитель. Удостоились ли ученики такого результата потому, что об этом сказал их учитель? Или же скромное знание учителя, основанное на его опыте, принудило их получить эти оценки? Безусловно, нет ничего подобного Аллаху. Но все же, даже на этом примере, приведенном для разумения сути, нам важно осознать, что в кадā и кадаре нет принуждения раба в чем-либо. Если бессильный человек обладает столь необходимыми знаниями в касающихся его самого вещах, так почему же Всемогущий Всевышний Аллах, обладающий безграничным знанием, не может извечно знать все? Выдающийся ученый прошлого ал-Хаттаби сказал следующее: «Многие люди считают, что кадā (предопределение) и кадар (предустановление) — это злобное принуждение Всевышним Аллахом раба к совершению предустановленных Им Самим деяний. Такое их мнение неверно. Смысл кадā и кадара заключается в том, что предстоящие в будущем действия рабов загодя, заранее ведомы Всевышнему Аллаху».
Если на то будет воля Аллаха, с изучением нами священных аятов и благородных хадисов по этому поводу, еще многое прояснится.
Всевышний Аллах сказал:
«Поистине, каждую вещь Мы сотворили с мерой» (сура «Камар», аят 49).
Следовательно, Всевышний Аллах сотворил каждую вещь с определенной мерой, размерив ее, и непрестанно ведает о каждой вещи. Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Поскольку Аллах азза ва джалла предопределил предустановленное для творений, написал в Книге, что у Него над Троном: “Поистине, Мое милосердие опережает Мой гнев”».
Передали Бухари, Муслим и Тирмизи.
В этом благородном хадисе отражена одна сторона вопроса о кадаре — предустановлении. Изречение Пророка саллаллаху алайхи васаллам «Поскольку Аллах азза ва джалла предопределил предустановленное для творений…» означает, что Всевышний Аллах извечно знал, что будет со всеми творениями в будущем. Следовательно, Всевышний Аллах знал, каковой будет судьба всего живого еще до его сотворения. Ибо знания Его безграничны. Только Ему известно сокровенное. И только Ему Самому известны все дела, которые свершатся до Судного дня. Под Книгой, упомянутой во фразе «в книге, что у Него над Троном», подразумевается Лавхул Махфуз. Следовательно, Книга, в которой Всевышний Аллах записал судьбы всего сущего, называется Лавхул Махфуз. Уверование в нее также является необходимостью.
О слове «трон»: в словаре арабскому слову арш дается значение «трон, на котором восседает правитель». Как отмечают ученые науки акоид, согласно описаниям, приведенным в аятах и хадисах, Арш представляет собой трон с подножием, который поддерживают поднятым ангелы. Трон возвышается над миром, словно купол. Он является крышей творений. Всевышний Аллах не нуждается в Троне. Но Он создал его по мудрости, о которой знает Он Сам.
Фраза «в книге, что у Него над Троном» не подразумевает физического значения. Ибо над Аршем ничего нет. Имеется в виду высшая степень пространства, что находится при Аллахе. Под словом «написал» понимается «повелел написать Каламу (письменной трости, перу)». Как видим, в этом благородном хадисе упоминаются некоторые понятия, относимые в науке акоид к категории гайбийат (сокровенного). В этом хадисе наряду с напоминанием о значимости Трона (Арша) и Книги (Лавхул Махфуза) при Аллахе, относящихся к сокровенному, уверование в которых необходимо, утверждается, что милосердие Аллаха опережает Его гнев. А это необходимо для нас с вами — рабов Аллаха, дабы всегда надеяться и рассчитывать на милосердие Всевышнего Аллаха. Поистине, милосердие Всевышнего Аллаха преобладает над Его гневом.
В Священном Куръане Всевышний Аллах сказал:
«Мое милосердие обширнее всего».
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Каждый новорожденный рождается только в фитре [своей чистой природе]. Но его родители делают его иудеем, или христианином, или огнепоклонником. Это подобно тому, как животное рождает животное во всей целости. Замечали ли вы, чтобы у него были срезаны ухо или нос?
Затем Абу Хурайра говорил:
— Если желаете, прочтите аят: “...Фитра Аллаха, в которой [Он] сотворил людей. Не подлежит изменению творение Аллаха. То и есть безупречная религия…”».
Передали Бухари, Муслим, Абу Давуд и Тирмизи.
Речь в хадисе идет о том, что хотя в процессе творения Всевышний Аллах и создает людей в их чистой природе — фитре, впоследствии, в частности по причине воспитания родителей, этой природной чистоте может быть нанесен урон. Фитра — истинная, чистая природа, способность правильно воспринимать религию. Пророк саллаллаху алайхи васаллам извещает о том, что каждый ребенок в мире рождается в истинной чистой природе, со способностью принять религию Всевышнего Аллаха. Следовательно, Всевышний Аллах никого изначально не принуждает быть иудеем, христианином или огнепоклонником. Существует причина, по которой они становятся приверженцами той или иной религии: «Но его родители делают его иудеем, или христианином, или огнепоклонником». То есть вследствие воспитания родителями своих детей в собственной религии, нарушается чистота их истинной природы и они становятся иудеями, христианами или огнепоклонниками. Здесь, с целью разъяснить почтенным сподвижникам этот смысл более подробно, Пророк саллаллаху алайхи васаллам приводит один жизненный пример:
«Это подобно тому, как животное рождает животное во всей целости. Замечали ли вы чтобы у него были срезаны ухо или нос?»
То есть каждый детеныш животного рождается от матери целым. Никто из них не рождается со срезанным ухом или носом. Однако с целью пометить их или с каким-нибудь еще другим намерением их владельцы срезают часть их ушей, носов. Подобно этому человек рождается от матери с чистой природой, он не рождается иудеем, христианином или же огнепоклонником. Но становится иудеем, христианином или огнепоклонником вследствие воспитания родителей.
Абу Хурайра радияллаху анху, пересказывая данный хадис, имел привычку добавлять:
«Если желаете, прочтите аят: “Фитра, в которой Аллах сотворил людей. Нет изменения творения Аллаха. То и есть истинная религия”». Тем самым он пытался сообщить, что смысл, приводимый в хадисе Пророка саллаллаху алайхи васаллам, подтверждается и Священным Куръаном.
В этом хадисе мы видим великую мудрость. В первую очередь, понимаем, что неправильно оправдывать свои проступки, списывая все на кадā и кадар (предопределенность и предустановленность). Потому что Всевышний Аллах создает всех в их чистой истинной природе. Аллах не создает кого-то обладателем чистой, а кого-то обладателем порочной природы. В сохранении или нарушении той самой чистой природы важна роль самого человека. В этом деле весьма велика степень участия родителей. Родители с их воспитанием занимают важное место в формировании религиозных представлений у ребенка. Среди благ, которыми Всевышний Аллах наделил родителей, одним из самых ценных являются дети. Ценить это благо означает воспитывать ребенка приверженцем религии Аллаха в чистоте его истинной природы. Это является долгом родителей. Каждый мусульманин должен всецело осознавать эту ответственность. Должен уделять огромное внимание тому воспитанию, о котором упомянуто в этом хадисе. Если бы кадā и кадар (предопределение и предустановление) являлись бы принуждением, как полагают многие, то не упоминалось бы о принятии разных религий вследствие воспитания.