Улемы дали следующие определения понятиям кадā и кадар:
«Кадā – это извечное знание Всевышнего Аллаха обо всем том, что и как произойдет в будущем».
«Кадар – это осуществление, появление всего этого в соответствии с извечным знанием Всевышнего Аллаха».
Согласно мазхабу Ахлус сунна вал джамаъа, каждому мусульманину, достигшему зрелости, долженствует – является ваджибом – уверовать в извечное знание Всевышнего Аллаха обо всех делах рабов, всех событиях, связанных с созданиями.
Акийда о кадā (предопределении) и кадар (предустановлении) составляет одно из тех вероубеждений Ислама, что базируются на вере в Аллаха. Эта акийда построена на описании совершенных качеств Всевышнего Аллаха, сделанном на основе правильных, не искаженных познаний.
Вероубеждение о кадā (предопределении) и кадар (предустановлении) основано именно на этих сифатах Аллаха. И поэтому, пока не будет веры в кадā и кадар, вера в Аллаха не будет полноценной.
Поистине, Всевышний Аллах знает обо всем. Он знает о продвигающемся в муравейнике муравье и знает о планетах, движущихся по своей орбите. Ничто не может остаться сокрытым от Его знания. Всевышний Аллах ведает как о каждой частице во Вселенной, так и о ее движении.
Точно так же Всевышний Аллах знает обо всем, что произойдет до Судного дня. Если бы Аллах не знал всего этого, то это указывало бы на изъян в совершенности Его сифатов.
Вот это божественное знание и называется «кадā и кадар» (предопреде-ление и предустановление). В этом, как могут подумать невежественные люди, нет принуждения человека со стороны Всевышнего Аллаха, но есть изначальное знание Всевышним Аллахом о том, что совершит человек. Ибо знания Аллаха не имеют границ.
Для более легкого восприятия этого понятия, ученые приводят следующий пример.
Имея плохое настроение, вы посмотрели в зеркало. В своем отражении вы увидели нахмуренные брови, сморщенный лоб и озлобленное выражение лица. Имеете ли вы право в таком случае упрекать за это зеркало? Можете ли вы сказать, что зеркало ущемило вас, испортило вам настроение? Зеркало всего лишь показало вам то, что у вас было. Оно вовсе не причастно к тому, что у вас нахмуренные брови, сморщенный лоб и злой вид. То же самое и с предопределением и предустановлением! Это всего лишь извечное знание Всевышнего Аллаха о мыслях и деяниях Своих рабов, и только.
Еще один пример. Учитель хорошо представляет уровень знаний своих учеников. Еще при составлении экзаменационных вопросов он сказал, что такой-то получит оценку «отлично», а другой, такой-то – «хорошо». Результаты экзаменов вышли такими, как сказал учитель. Удостоились ли ученики такого результата потому, что об этом сказал их учитель? Или же скромное знание учителя, основанное на его опыте, принудило их получить эти оценки?
Безусловно, нет ничего подобного Аллаху. Но все же, даже на этом примере, приведенном для разумения сути, нам важно осознать, что в кадā и кадаре нет принуждения раба в чем-либо. Если бессильный человек обладает столь необходимыми знаниями в касающихся его самого вещах, так по-чему же Всемогущий Всевышний Аллах, обладающий безграничным знанием, не может извечно знать все?
Выдающийся ученый прошлого ал-Хаттаби сказал следующее:
«Многие люди считают, что кадā (предопределение) и кадар (предуста-новление) – это злобное принуждение Всевышним Аллахом раба к совершению предустановленных Им Самим деяний. Такое их мнение неверно. Смысл кадā и кадара заключается в том, что предстоящие в будущем действия рабов загодя, заранее ведомы Всевышнему Аллаху».