Если некоторые мусульмане совершат деяния, ввергающие их в ад, но потом они совершат иные деяния, требующиеся для очищения от грехов, то вследствие этого они могут избежать попадания в ад. Факторов, посредством которых допустивший определенные грехи может избежать ада, улемы указывают три:
1. Покаяние.
Всевышний Аллах в суре «Зумар» сказал:
«Скажи [от Моего имени]: «О рабы Мои, которые расточительствовали во вред себе, не отчаивайтесь относительно милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает все грехи. Поистине, Он — Прощающий, Милосердный! И обратитесь к Господу вашему и покоритесь Ему, прежде чем постигнет вас мучение, потом вам не будет оказана помощь» (аяты 53-54).
Всевышний Аллах в суре «Марйам» сказал:
«И осталось после них [замещающее] потомство: утратившие намаз и предавшиеся порочным желаниям, и вскоре встретят зло. Кроме тех, кто покаялся и уверовал и совершил праведное деяние — и они войдут в рай и с ними не будет поступлено несправедливо нисколько» (аяты 59-60).
Всевышний Аллах в суре «Фуркан» сказал:
«И те, которые не молятся наряду с Аллахом другому «божеству», и не убивают душу, которую сделал харамом Аллах, кроме как по праву, и не прелюбодействуют. Кто же делает это, то он встретит наказание. Приумножится его мучение в Судный день и пребудет он в нем [мучении] униженным вечно. Кроме тех, кто покается, и уверует, и совершит праведные деяния, так, тем — заменит Аллах им злодеяния благодеяниями. Ведь Аллах — Прощающий, Милосердный!» (аяты 68-70).
2. Праведные деяния.
К категории деяний, посредством которых может избежать ада допустивший определенные грехи человек, относится хасанат — праведные деяния.
Всевышний Аллах в суре «Худ» сказал:
«Поистине, благодеяния устраняют злодеяния!» (аят 114).
Каждое благое деяние, совершенное верующим, устраняет его дурное деяние и, возможно, эти деяния станут причиной сбережения их совершителя от водворения в ад.
Передается от Абу Зарра радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал мне:
— Где бы ты не был, бойся Аллаха. Повлеки добро следом за злом. Это сотрет его (зло). Относись к людям с благим нравом».
Передал Тирмизи.
3. Бедствия.
К явлениям, которые могут стать причиной избежания ада для совершившего определенные грехи человека, относятся бедствия и горести, постигшие его в этом мире.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам:
— Если мусульманина постигнет какое-либо бедствие, будь то утомление, будь то болезнь, будь то беспокойство, будь то печаль, будь то обида, будь то скорбь и даже вонзание колючки, поистине, ими Аллах сокроет (сотрет) его грехи».
Передали Бухари и Муслим.
Передается от Абдуллаха радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Если кого из мусульман настигнет какое-нибудь бедствие, даже если поранится колючкой, поистине, Аллах этим сбросит (простит) греховные деяния того раба подобно тому, как дерево сбрасывает свои листья».
Передали Бухари и Муслим.
Из книги Суннитские Вероубеждения.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.