1443 йил 26 зуль-ка’да | 2022 йил 26 июнь, воскресенье
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Фикх

Положение о мавлиде. Часть 1

11:30 / 03.12.2020 1282 Режим чтения + -

После того, как с помощью видных улемов всех мазхабов мы узнали, что такое бидъа, правильно будет обсудить положение о мавлиде.

Если следовать улемам, считающим бидъу – будь то в поклонениях, будь то в обычаях – «отсутствущим в Куръане и Сунне новоявленным обрядом», то мавлид непременно окажется в категории мандуб. Иными словами мавлид относится к бидъа хасана – хорошей бидъе.

Если же следовать улемам, давшим бидъе два определения: «Бидъа есть новоизобретенный путь в религии и посредством его в шариат вводится уподобление. Следованием ей умышляется преувеличение в поклонении Аллаху. Бидъа есть новоизобретенный путь в религии и посредством его в шариат вводится уподобление. Следованием ей умышляется следование пути шариата», то мавлид и вовсе не является бидъой. Ибо никто никогда не считал и не будет считать мавлид «относящимся к сущности религии».

Если, согласно определению второго направления, мавлид не является бидъой, то возникает вполне уместный вопрос: Что же он собой представляет?

Каждый из нас знает, что мир состоит из постоянных (неизменных) и изменчивых явлений. Мир развивается постоянством неизменного и переменами изменяющегося. Возьмем земной шар, на котором мы живем. На Земле есть огромные океаны, континенты, моря и горы, известные всем. Они относительно постоянны. Недопустимо, чтобы они были изменчивыми.

Наряду с ними существует множество рек и ручьев, рощ, участков суши и всего другого, что подвержено постоянным изменениям. Ибо сама жизнь требует этого. Мир благоустраивается благодаря этим непрерывным изменениям.

Точно так же и в религии есть постоянные, незыблемые истины. Недопустимо, чтобы они менялись со временем. Например, вопросы вероубеждения. Нельзя сегодня веровать в Аллаха, пророков, книги, а завтра уверовать во что-либо другое. Также неизменны столпы религии, которые составляют ее основу. Все это Всевышний Аллах подробно изложил, исключая вмешательство человека в эти вопросы.

Что касается вопросов, меняющихся по мере появления перемен и прогресса в жизни, то Аллах оставил в них послабления – дал возможность мусульманам, применив свой разум, совершать иджтихад для решения таких вопросов. Улемы фикха совершали иджтихад в основном именно в этих вопросах.

Наши великие муджтахиды действовали на основе Священного Куръана и Сунны Пророка, строго придерживаясь правил шарита, действовали с учетом идей, целей Ислама, имеющих силу действия на все времена и пространства, а также с учетом возможностей и потребностей людей. Для своих иджтихадов они разработали правила, обеспечивающие целостность шариата, и взяли за основу следующие источники:

1. Куръан;

2. Сунна;

3. Иджмаъ;

4. Кийас;

5. Истихсан;

6. Шаръу ман коблана;

7. Масалихул мурсала;

8. Урф;

9. Мазхабус-сахаби;

10. Истисхаб.

Последние восемь источников возникли на основе первых двух – Куръана и Сунны, и связаны с ними. Относительно первых четырех – Куръана, Сунны, иджмаъ и кийаса – все факихи были единодушны и приняли их в качестве источника в этой же последовательности. По остальным среди улемов нет единодушного мнения. Есть и те, кто включил в число источников иджтихада только некоторые из названных.

Безусловно, в этой книге мы не ставили перед собой задачу изучить все подробности, связанные с этими источниками. Поэтому мы будем искать ответ на актуальный в данный момент вопрос: «На основе какого источника был внедрен мавлид?»

Улемы утверждают, что мавлид стал соблюдаться на основе источника «масалихул-мурсала». Словарно значение словосочетания «масалихул-мурсала» – это «выгоды, оставленные на усмотрение».

Чтобы узнать о терминологическом значении словосочетания «масалихул-мурсала» в науке усулул фикх (основы фикха), придется сделать некоторое вступление.

Все учения исламского шариата преследуют три вида выгод:

1. Предотвращение вредного.

Для этого внедрены учения, законы и правила для защиты пяти важных ценностей: религии, имущества, жизни, чести (достоинства) и разума.

2. Привлечение полезного.

Для достижения этого внедрены учения, направленные на избавление людей от излишних тягот в поклонениях и взаимоотношениях, в которых возникает потребность в повседневной жизни.

3. Соответствие требованиям благородной нравственности и красивым проявленим этикета.

Для этого внедрены положения тахсиният – улучшающие положения.

В вопросе учитывания шариатом этих трех видов выгод существуют три направления:

1. Учитываемые выгоды.

Шариат учел эти выгоды и предпринял меры по их защите. Например, в целях защиты пяти важных ценностей: религии, имущества, жизни, чести и разума предусмотрены меры наказания в отношении посягающих на них.

2. Неучитываемые выгоды.

В такого рода действиях может быть некоторая выгода. Но ввиду преобладания в них вреда, малозначительная выгода от них не учитывается. Например, в азартных играх и хамре[1] есть возможность получить материальную выгоду. Однако в этих двух явлениях вреда больше, чем пользы. Поэтому шариат отказался от их малой пользы.

3. Выгоды, оставленные на усмотрение верующих.

Об этих выгодах в шариате нет определенных указаний. Также нет аргументов или доказательств, с которыми можно было бы их сопоставить (совершить кийас). Все улемы единодушны во мнении о том, что в поклонениях не может быть выгод, оставленных на усмотрение человека. Но во всем, кроме поклонений, ханафитский, маликитский и ханбалитский мазхабы приняли «масалихул-мурсала» – выгоды, оставленные на усмотрение – как один из источников шариата.

Подводя итоги можно сказать, что все факихи учитывают, принимают во внимание масалихул-мурсала и используют их.

Ибо основная цель шариата – обеспечить человеку счастье в обоих мирах. Все положения в Куръане и Сунне внедрены в жизнь ради достижения этой цели. Однако малые выгоды и интересы людей нескончаемы. Вернее, со временем они обновляются. Поэтому шариат оставил в отношении них широкое поле действия. Улемы уммы будут решать вопросы, не упомянутые в Куръане и Сунне, по мере их появления на основе правил, взятых из этих двух главных источников. При этом улемы будут строго придерживаться правила Ислама «привлекать выгоду, устранять вред». Этот процесс продолжается с древних времен.

[1]Хамр – всякое опьяняющее, одурманивающее вещество, воздействующее на человеческий разум.

Из книги Разногласия: причины и решения.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.

Автор
Шайх Муҳаммад Содиқ Муҳаммад Юсуф
Статьи по теме
8. Мытье головы и бороды посредством хитами.Хитами ndash это растение, которое используется при мытье головы и бороды. Хитами обладает противопедикулёзным свойством читать полностью

1569 17:00 / 06.07.2020
А. Определение кыйаса и его свойствоВ языке слово кыйас мукайаса имеет такие значения, как оценка, аналогия, измерение. Терминологи чески слово кыйас определяется читать полностью

3466 09:22 / 04.01.2017
В первой формулировке имама Шатиби при определении бидъы свое отражение нашло мнение тех, кто сказал .бидъа бывает только в ибадатах,, во второй же формулировке читать полностью

1079 11:00 / 23.11.2020
..Аллах, слава Ему, оказал человеку честь, отдал ему предпочтение перед всеми прочими живыми существами, населяющими мир этот, возвысил его до положения наместника читать полностью

1506 10:04 / 30.11.2018
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум 1 Позволительно ли мне возглавлять таравихнамаз при совершении его дома с младшим братом, если я не могу соблюдать пост2 Позволительно ли читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы создали программу, оповещающую о наступлении времени намаза. Хвала Всевышнему Аллаху, программа стала довольно популярной за короткий читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум, уважаемая коллегия .Спросите людей зикра, Да одарит вас Аллах благодатью. Наставники, мы, несколько человек, собираемся и совершаем читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Существует онлайнигра, в которой ставки делаются реальными деньгами, и при выигрыше человек получает вложенные деньги и проценты от них. Я читать полностью