Запрещается вступать в брак с теми женщинами, о которых упоминается в приводимом ниже айате: «...и матери ваших жен, и ваши падчерицы, находящиеся под вашей опекой и являющиеся дочерьми ваших жен, к которым вы уже вошли, а если вы не входили к ним, то не будет на вас греха. И (запретны для вас также) жены ваших родных сыновей...». Кроме того, в Куръане сказано: «Не берите в жены тех женщин, на которых были женаты ваши отцы, если только это уже не случилось раньше. Поистине, это – мерзкое и ненавистное (дело) и скверный путь!» (Ниса, аят 22).
Запрещается также брать в жены тех родственниц по линии брака, которые перечислены ниже:
– падчериц, иначе говоря, дочерей жен в том случае, когда мужчина имел в браке плотское соитие с их матерью. Такие девушки
– матерей, бабок и любых других родственниц жен по прямой восходящей линии. Основанием для запрета на браки с ними служат слова Аллаха Всевышнего «и матери ваших жен». Этот запрет вступает в силу с момента заключения брака при условии, что оно было действительным. Если мужчина заключит брак с какой-либо женщиной, а потом даст ей развод, не вступив с ней в близость, браки с вышеупомянутыми все равно останутся для него абсолютно запретными;
– жен сыновей, внуков и любых иных родственников по прямой нисходящей линии, к числу которых не относятся усыновленные дети и их потомки. Указанием на запретность подобных браков служат слова Аллаха Всевышнего «(запретны для вас также) жены ваших родных сыновей». Данный запрет вступает в силу с момента заключения брака, даже если между супругами не было физической близости. Таким образом, любая женщина, с которой кто-либо из родственников мужчины по прямой нисходящей линии заключит действительный брак, станет запретной для этого мужчины навсегда.
Женщины, запрет на брак с которыми носит временный характер
Таковыми являются те женщины, с которыми запрещается вступать в брак в силу наличия тех или иных препятствий, и разрешается делать это, если препятствие будет устранено. К их числу относятся:
Сестры и тетки жены со стороны матери или отца
Жениться на этих женщинах запрещается в силу того, что в приводимом выше аяте сказано: «...(и запрещается) вам состоять в браке с двумя сестрами одновременно...» (Ниса, аят 23).
Кроме того, сообщается, что Пророк (саллаллаху алайхи васаллам) сказал: «Нельзя одновременно состоять в браке с женщиной и ее теткой как со стороны отца, так и со стороны матери». В другой версии этого хадиса сказано: «Посланник Аллаха запретил мужчине одновременно состоять в браке с женщиной и теткой со стороны отца или матери» (Муслим, Тирмизи).
Причина запрета на подобные браки состоит в том, что они приводят к разрыву родственных связей, поскольку обычно жены одного мужа не ладят друг с другом. В хадисе, переданном ат-Табарани, приводятся слова Пророка (саллаллаху алайхи васаллам) который прямо указывает на смысл этого запрета: «Поистине, если вы будете делать это, то порвете связи с вашими родственниками». Вот почему улемы говорили, что мужчине не разрешается состоять в браке одновременно с двумя такими женщинами, которые приходятся друг другу близкими родственницами.
Однако в случае смерти жены мужчине разрешается жениться на ее сестре и тетках со стороны отца и матери уже через день после ее кончины. Если же женщина получит развод, то мужчине разрешается жениться на ее сестре только после того, как его бывшая жена выждет после развода установленный срок.
Из книги “Ханафитский фикх: семейно-брачные отношения”
..