О женщинах, с которыми запрещается вступать в брак по причине молочного родства, упоминается в том же айате, где сказано: «...и ваши молочные матери, и ваши молочные сестры...» (ан-Ниса, аят 23).
Как сказал Пророк (саллаллаху алайхи васаллам) молочным родственникам запрещается то же, что и кровным. Молочной матерью становится любая женщина, кормившая своим молоком грудного ребенка, каковым считается ребенок не старше двух лет или, по мнению Абу-Ханифы, двух с половиной лет по лунному календарю. Таким образом, все ее родные и молочные дочери становятся молочными сестрами такого ребенка, все родные сестры такой женщины становятся его молочными тетками, а все ее кровные родственницы по прямой восходящей линии – его молочными бабками, и никто из них по шариату не может стать его супругой. Муж женщины, которая кормила грудью какую-нибудь девочку в возрасте до 2 или 2,5 лет, становится молочным отцом этой девочки, все сыновья этой женщины, равно как и все мальчики, вскормленные ее молоком, становятся ее молочными братьями, а братья кормилицы – ее молочными дядьями, и впоследствии любому из вышеупомянутых мужчин запрещается брать ее в жены. Здесь следует отметить, что запрет на заключение браков не распространяется на те случаи, когда дело касается переливания крови. Улемы расходились во мнениях относительно количества молока, употребление которого делает запретным браки между молочными родственниками. Ханафиты утверждали, что запрет вступает в силу, если будет уста-новлено, что молоко женщины попало в желудок ребенка, пусть даже его будет немного. В качестве довода они ссылались на буквальный смысл слов Аллаха Всевышнего «и ваши молочные матери» (ан-Ниса, аят 23), указывая, что в этом айате никак не определяется количество молока, в результате употребления которого брак становится запретным. Что же касается шафиитов и ханбалитов, то они утверждали, что запрет вступает в силу только после того, как одна и та же женщина досыта накормит ребенка своим молоком пять раз. В качестве довода они приводили тот хадис, в котором сказано: «Ни один глоток (молока), ни два не делают (брак) запретным» (Муслим). Они ссылались также на слова Аиши (радияллаху анхо) которая сказала: «(В одном) из ниспосланных (свыше айатов) Куръана было (сказано, что брак) становится запретным в случае десятикратного кормления грудью. Впоследствии (слово «десятикратное») было отменено (и заменено) на «пятикратное», и (ко времени) кончины Посланника Аллаха (эти слова) из Куръана (среди прочего) читались (людьми)» (Муслим). Ханафиты возражают им, говоря, что эти слова были отменены, и на это ясно указывают Ибн Аббас и Ибн Масъуд (радияллаху анхум). Что же касается сообщения Аиши (радияллаху анхо), то вышеупомянутые слова, возможно, были отменены незадолго до смерти Посланника Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам) а продолжали читать их те люди, до которых известие об отмене не дошло.
Таким образом, представители каждой из этих групп улемов, да помилует их Аллах, приводили свои доводы. Вместе с тем, несмотря на расхождения во взглядах, они с таким уважением относились к мнениям других, что даже говорили: «Если аш-Шафии решил, что однократное кормление грудью не делает брак запретным, его решение имеет полную силу, а это значит, что в случае обращения по этому вопросу к кади, который принадлежит к ханафитскому мазхабу, он утвердит это решение и подпишется под ним».
Из книги “Ханафитский фикх: семейно-брачные отношения”
..