1446 год 20 Джумадаул аввал | 2024 год 21 ноябрь, четверг
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

Право на свободомыслие и на свободу слова. Часть 4

12:00 / 03.12.2020 3051 Режим чтения + -

Иногда такой разброс мнений факихов называли противоречиями, насильственными. На деле это являлось проявлением различных взглядов и мнений, стремлением найти лучшее и наиболее легкое решение вопроса, но только не противоречием. Эти разные взгляды выражались в рамках высоких этических правил и взаимоуважения. Была выработана культура дискуссии, о чем написано немало книг.

Не существовало правила навязывания другому человеку своего мнения. Так, на неоднократное предложение халифов Жа'фара Мансура и Харуна ар-Рашида внедрить правила своего направления специальным указанием, руководитель одной из четырех школ по фикху Имам Малик т ответил отказом, говоря, что такой шаг неприемлем, поскольку каждая школа опирается на опыт своих предшественников, имеет своих имамов и все они верно основали свое направление. Это является доказательством истинной свободы мысли и слова.

Думается, здесь к месту вспомнить одно правило Шариата, призывающее к мышлению и научному поиску. Считается, что при вынесении решения мужтахид, допустивший ошибку при своем ижтихаде (поиске ответа), имеет одно вознаграждение у Бога, а мужтахид, давший верное решение, — двукратное вознаграждение. То есть можно не опасаться за неправильность выражаемого взгляда. Что будет признано неверным, то не будет принято. Ни творческий поиск, ни попытка найти лучшее решение не пропадет даром. За это последует награда, стимулирующая к дальнейшим изысканиям. Это относится также ко всем другим наукам. Даже в то время, когда существовали лишь рукописные книги, мусульманские ученые своими уникальными произведениями удивляли весь мир. Разве это не служит примером существования в Исламе свободомыслия и свободы слова?!

В свое время проведение научных дискуссий с участием крупных представителей религии было обычным делом. Мусульмане изучали также научное наследие других народов, переводя их на свои родные языки. В настоящее время трудно найти в оригинале произведения некоторых представителей народов с древней культурой, но их переводы на языки мусульманских народов сохранились. Потому что в Исламском обществе не было традиции жечь в кострах как самих ученых, так и их книги, расстреливать или ссылать в суровые края вроде Сибири тех, у кого дома обнаруживали книги не по духу общественному строю.

Не существовала цензура и «литературный совет». Каждый в рамках морали предлагал свое мнение: что воспринималось хорошо, то и получало дальнейшее развитие, а что не находило сторонников — то, естественно, предавалось забвению. Теперь несколько слов о том, что по части политического свободомыслия и свободы слова ныне служит упреком в адрес Ислама. Прославленный во всем мире халиф Умар ибн Хаттаб радияллаху анху, стоя на трибуне, произнес:

—Исправьте, если найдете мою ошибку! Тогда один из присутствующих, показывая свой меч, сказал:
—Если найдем твою ошибку, то исправим ее этим!
При этом Умар радияллаху анху не приказал задержать его и не стал незаметно делать указания каким-либо «тайным агентам». Наоборот, он радостно воскликнул:
— Слава Аллаху за то, что Он среди людей Умара  представил мечом исправляющих его ошибку!
Еще однажды тот же достославный халиф Умар радияллаху анху с трибуны обратился к людям:
— Слушайте меня и повинуйтесь мне!
Он еще не успел произнести эти слова, как встал один человека и заявил:
— Слушать тебя и подчиняться тебе никто не будет!
— Почему? — спросил Умар радияллаху анху.
— Потому что ты надел на себя двойную одежду! Одна из них лишняя, откуда ты ее взял? — сказал тот.
— О Абдуллах, ответь теперь сам! — обратился Умар радияллаху анху к стоящему среди людей своему сыну.
— Братья! — произнес сын Умара радияллаху анху, обращаясь к собравшимся. — Из-за того, что одежда отца была очень убогой, к совершению пятничного намаза я дал ему свою одежду. Тогда тот человек сказал Умару радияллаху анху:
— Теперь можешь говорить, слушаем тебя и повинуемся тебе!

Таких примеров очень много. Если задумаемся, то поймем, что только Ислам способен наилучшим образом обеспечить свободу мысли и слова. Да что же еще может быть превосходным, если не свобода мысли и слова, которую дал Бог всех людей, всех миров Своим рабам посредством Своей религии?

Из книги «Права человека в Исламе»

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф

Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Статьи по теме
.Тафсир Хилал. Сура Ниса аят 140 Если в вышеприведенном аяте описывалось состояние мунафиков, то в следующем аяте приводится сообщение о том, что не следует сидеть читать полностью

3477 06:22 / 13.04.2017
.   Описание азана и икамы   396 t . .   Передается от Анаса радияллаху анху «Билалу было велено провозглашать азан четным количеством, а икаму нечетным, читать полностью

2377 04:38 / 15.01.2019
.Это случилось в наши дни, в одной из лечебных учреждений, расположенных в городе Ташкенте. Два человека, каждый из которых прибыл сюда на лечение, дружно читать полностью

9173 05:04 / 03.01.2017
.Далее продолжается речь об Ибрахиме алайхиссалам и Байтуллахе   126. И вот сказал Ибрахим «Господь мой Сделай это место страной безопасной и надели его читать полностью

3437 04:18 / 05.01.2017
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью