Иногда такой разброс мнений факихов называли противоречиями, насильственными. На деле это являлось проявлением различных взглядов и мнений, стремлением найти лучшее и наиболее легкое решение вопроса, но только не противоречием. Эти разные взгляды выражались в рамках высоких этических правил и взаимоуважения. Была выработана культура дискуссии, о чем написано немало книг.
Не существовало правила навязывания другому человеку своего мнения. Так, на неоднократное предложение халифов Жа'фара Мансура и Харуна ар-Рашида внедрить правила своего направления специальным указанием, руководитель одной из четырех школ по фикху Имам Малик т ответил отказом, говоря, что такой шаг неприемлем, поскольку каждая школа опирается на опыт своих предшественников, имеет своих имамов и все они верно основали свое направление. Это является доказательством истинной свободы мысли и слова.
Думается, здесь к месту вспомнить одно правило Шариата, призывающее к мышлению и научному поиску. Считается, что при вынесении решения мужтахид, допустивший ошибку при своем ижтихаде (поиске ответа), имеет одно вознаграждение у Бога, а мужтахид, давший верное решение, — двукратное вознаграждение. То есть можно не опасаться за неправильность выражаемого взгляда. Что будет признано неверным, то не будет принято. Ни творческий поиск, ни попытка найти лучшее решение не пропадет даром. За это последует награда, стимулирующая к дальнейшим изысканиям. Это относится также ко всем другим наукам. Даже в то время, когда существовали лишь рукописные книги, мусульманские ученые своими уникальными произведениями удивляли весь мир. Разве это не служит примером существования в Исламе свободомыслия и свободы слова?!
В свое время проведение научных дискуссий с участием крупных представителей религии было обычным делом. Мусульмане изучали также научное наследие других народов, переводя их на свои родные языки. В настоящее время трудно найти в оригинале произведения некоторых представителей народов с древней культурой, но их переводы на языки мусульманских народов сохранились. Потому что в Исламском обществе не было традиции жечь в кострах как самих ученых, так и их книги, расстреливать или ссылать в суровые края вроде Сибири тех, у кого дома обнаруживали книги не по духу общественному строю.
Не существовала цензура и «литературный совет». Каждый в рамках морали предлагал свое мнение: что воспринималось хорошо, то и получало дальнейшее развитие, а что не находило сторонников — то, естественно, предавалось забвению. Теперь несколько слов о том, что по части политического свободомыслия и свободы слова ныне служит упреком в адрес Ислама. Прославленный во всем мире халиф Умар ибн Хаттаб радияллаху анху, стоя на трибуне, произнес:
—Исправьте, если найдете мою ошибку! Тогда один из присутствующих, показывая свой меч, сказал:
—Если найдем твою ошибку, то исправим ее этим!
При этом Умар радияллаху анху не приказал задержать его и не стал незаметно делать указания каким-либо «тайным агентам». Наоборот, он радостно воскликнул:
— Слава Аллаху за то, что Он среди людей Умара представил мечом исправляющих его ошибку!
Еще однажды тот же достославный халиф Умар радияллаху анху с трибуны обратился к людям:
— Слушайте меня и повинуйтесь мне!
Он еще не успел произнести эти слова, как встал один человека и заявил:
— Слушать тебя и подчиняться тебе никто не будет!
— Почему? — спросил Умар радияллаху анху.
— Потому что ты надел на себя двойную одежду! Одна из них лишняя, откуда ты ее взял? — сказал тот.
— О Абдуллах, ответь теперь сам! — обратился Умар радияллаху анху к стоящему среди людей своему сыну.
— Братья! — произнес сын Умара радияллаху анху, обращаясь к собравшимся. — Из-за того, что одежда отца была очень убогой, к совершению пятничного намаза я дал ему свою одежду. Тогда тот человек сказал Умару радияллаху анху:
— Теперь можешь говорить, слушаем тебя и повинуемся тебе!
Таких примеров очень много. Если задумаемся, то поймем, что только Ислам способен наилучшим образом обеспечить свободу мысли и слова. Да что же еще может быть превосходным, если не свобода мысли и слова, которую дал Бог всех людей, всех миров Своим рабам посредством Своей религии?
Из книги «Права человека в Исламе»
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф