1445 год 18 Шаввал | 2024 год 27 апрель, суббота
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

Право на свободомыслие и на свободу слова. Часть 3

11:00 / 02.12.2020 2882 Режим чтения + -

В Исламе мышление возведено в ранг богослужения, Аллах в Куръане резко осуждает не заставляющих работать свой разум и мышление. В суре «Добыча» Он говорит:

Воистину, худшие из животных перед Аллахом — глухие, немые, которые не разумеют. (аят 22)

То есть речь идет о тех, которые не мыслят ради праведного дела, не высказывают свое мнение и не выслушивают чужую точку зрения. Таких аятов, подчеркивающих необходимость размышления, воспоминания, изучения, очень много. Определение тафаккур (мышление), например, присутствует в 19 аятах.

Существуют специальные теоретические работы, изучающие постулаты и доказательства свободомыслия и свободы слова в Исламе. И думается, нет необходимости особо распространяться по этому поводу. Подчеркнем лишь, что, в отличие от других систем, существующие в Исламе учения не остаются только на уровне теории, а внедряются в практику. В настоящее время некоторые системы, нарушающие права человека, переписав лучшие пункты существовавших прежде документов по этому вопросу, громогласно заявляют о том, что у них самая лучшая программа, и в то же время продолжают ущемлять права человека. В Исламе такого не бывает. Поэтому лучше обращаться к тому, как на практике осуществляются подобные программы.

После того как все не зависящее от мнения человека было изложено в Шариате, открылся широкий простор для размышления над вопросами, зависящими именно от людей, в связи с чем прозвучали призывы к свободомыслию и здравомыслию. Это движение увенчалось появлением нескольких сект в Исламе, которые существуют и поныне.
Требование о том, что в вопросах догм религии следует действовать, основываясь на словах Аллаха и Пророка саллаллаху алайхи васаллам, не означает, что нельзя размышлять над ними. В результате осуществления свободомыслия по основным вопросам догм ныне в Исламе существует несколько направлений. Самые крупные из них — сунниты и шииты. Среди суннитского толка также имеются течения, наиболее известные из которых — течения ал-Матуридиййа и Ашъариййа. Все они, находясь в рамках Ислама, при полном использовании свободомыслия и свободы слова, смогли оставаться последовательными проводниками своих мнений и взглядов по тем или иным вопросам. Говоря сегодняшним языком, это есть плюрализм мнений в действии.

Школы по фикху — Шариатским законам — служили самым широким полем для свободы мысли и слова, к чему и призывали Аллах и Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам. В суре «Женщины» Аллах говорит:

О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас. Если же вы спорите о чем-нибудь, то оставьте это Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. Это лучший и прекрасный исход. (аят 59) 


В данном аяте содержится указание на решение появляющихся со временем новых вопросов путем иджма — сопоставления и согласования позиций. А это есть непосредственный призыв к свободному мышлению. Принятие определенного решения, исходя из требований Куръана и хадисов, также является проявлением свободомыслия.

Отправляя наместником в Йемен своего великого сподвижника Муъаза ибн Джабала радияллаху анху, Пророк саллаллаху алайхи васаллам спросил его в частности: «А как ты поступишь в тех случаях, когда не найдешь нужного решения в Книге Аллаха и Сунне (хадисах) Его Посланника?» — «Тогда буду полагаться на свою волю, не растеряюсь», — ответил Муъаз . Этим он заслужил похвалу Пророка саллаллаху алайхи васаллам.

В Куръане и Сунне определены основные положения, а решение вопросов, претерпевающих изменения с переменой во времени и пространстве, предоставлено самим людям. Это позволило выдающимся религиозным ученым стать муджтахидами — основателями новых направлений в Исламе. В то же время и внутри одной школы по фикху (религиозным законам) существовал широкий спектр мнений. Например, Имам Абу Ханифа давал фетву одного содержания, а его ученики — иного, и нередко за основу бралась фетва ученика.

Из книги «Права человека в Исламе»

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф

Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Статьи по теме
.ИМАМ АХМАД ИБН ХАНБАЛ Ахмад ибн Ханбал ибн Хилал ибн Асад Идрис ибн Абдуллах ибн Хайян ибн Абдуллах алБагдади является ученым в области хадисов и фикха, а также читать полностью

7080 07:00 / 06.01.2017
Исследование, при котором группа волонтеров в течение месяца потребляла наряду с обычной пищей по 100 грамм фиников сорта .маджхуль, и .халави,, в основном читать полностью

3246 05:25 / 03.01.2017
.Научная деятельность шейха Мухаммада Садыка Мухаммада Юсуфа   Библиография   «Тафсир Хилал».  Смысловой перевод и толкование аятов Священного Куръана. читать полностью

12997 10:23 / 31.12.2016
.В одной из тихих комнат Музея Вальтерса специалистоцифровщик занят обработкой страниц 900летнего Куръана с помощью системы обработки изображений. Это очень читать полностью

4282 11:04 / 28.12.2016
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью