1442 йил 14 джума́да аль-ахира | 2021 йил 28 январь, четверг
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

Право на свободомыслие и на свободу слова. Часть 3

11:00 / 02.12.2020 475 Режим чтения + -

В Исламе мышление возведено в ранг богослужения, Аллах в Куръане резко осуждает не заставляющих работать свой разум и мышление. В суре «Добыча» Он говорит:

Воистину, худшие из животных перед Аллахом — глухие, немые, которые не разумеют. (аят 22)

То есть речь идет о тех, которые не мыслят ради праведного дела, не высказывают свое мнение и не выслушивают чужую точку зрения. Таких аятов, подчеркивающих необходимость размышления, воспоминания, изучения, очень много. Определение тафаккур (мышление), например, присутствует в 19 аятах.

Существуют специальные теоретические работы, изучающие постулаты и доказательства свободомыслия и свободы слова в Исламе. И думается, нет необходимости особо распространяться по этому поводу. Подчеркнем лишь, что, в отличие от других систем, существующие в Исламе учения не остаются только на уровне теории, а внедряются в практику. В настоящее время некоторые системы, нарушающие права человека, переписав лучшие пункты существовавших прежде документов по этому вопросу, громогласно заявляют о том, что у них самая лучшая программа, и в то же время продолжают ущемлять права человека. В Исламе такого не бывает. Поэтому лучше обращаться к тому, как на практике осуществляются подобные программы.

После того как все не зависящее от мнения человека было изложено в Шариате, открылся широкий простор для размышления над вопросами, зависящими именно от людей, в связи с чем прозвучали призывы к свободомыслию и здравомыслию. Это движение увенчалось появлением нескольких сект в Исламе, которые существуют и поныне.
Требование о том, что в вопросах догм религии следует действовать, основываясь на словах Аллаха и Пророка саллаллаху алайхи васаллам, не означает, что нельзя размышлять над ними. В результате осуществления свободомыслия по основным вопросам догм ныне в Исламе существует несколько направлений. Самые крупные из них — сунниты и шииты. Среди суннитского толка также имеются течения, наиболее известные из которых — течения ал-Матуридиййа и Ашъариййа. Все они, находясь в рамках Ислама, при полном использовании свободомыслия и свободы слова, смогли оставаться последовательными проводниками своих мнений и взглядов по тем или иным вопросам. Говоря сегодняшним языком, это есть плюрализм мнений в действии.

Школы по фикху — Шариатским законам — служили самым широким полем для свободы мысли и слова, к чему и призывали Аллах и Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам. В суре «Женщины» Аллах говорит:

О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас. Если же вы спорите о чем-нибудь, то оставьте это Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. Это лучший и прекрасный исход. (аят 59) 


В данном аяте содержится указание на решение появляющихся со временем новых вопросов путем иджма — сопоставления и согласования позиций. А это есть непосредственный призыв к свободному мышлению. Принятие определенного решения, исходя из требований Куръана и хадисов, также является проявлением свободомыслия.

Отправляя наместником в Йемен своего великого сподвижника Муъаза ибн Джабала радияллаху анху, Пророк саллаллаху алайхи васаллам спросил его в частности: «А как ты поступишь в тех случаях, когда не найдешь нужного решения в Книге Аллаха и Сунне (хадисах) Его Посланника?» — «Тогда буду полагаться на свою волю, не растеряюсь», — ответил Муъаз . Этим он заслужил похвалу Пророка саллаллаху алайхи васаллам.

В Куръане и Сунне определены основные положения, а решение вопросов, претерпевающих изменения с переменой во времени и пространстве, предоставлено самим людям. Это позволило выдающимся религиозным ученым стать муджтахидами — основателями новых направлений в Исламе. В то же время и внутри одной школы по фикху (религиозным законам) существовал широкий спектр мнений. Например, Имам Абу Ханифа давал фетву одного содержания, а его ученики — иного, и нередко за основу бралась фетва ученика.

Из книги «Права человека в Исламе»

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф

Автор
Шайх Муҳаммад Содиқ Муҳаммад Юсуф
Статьи по теме
Вопрос Как восполнять пропущенные намазы По порядку восполняются пропущенные, а потом выполняется тот, время которого настало Например Если пропущен намаз Зухр. читать полностью

501 12:00 / 25.11.2019
.БИСМИЛЛАХИР РАХМАНИР РАХИМ Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного Да будут Всемогущему и Мудрому Аллаху восхваления достойные Его величия Господу миров, читать полностью

4796 06:34 / 03.01.2017
.  Вопрос 3311 Уважаемый Шейх, у меня к Вам есть несколько вопросов касательно обряда акийка.  1. Известно, что при проведении обряда акика, согласно Сунне, за читать полностью

1798 05:24 / 26.04.2017
В заключение, после рассмотрения хадисов, приведенных в главе .О достоинствах перенесения болезни и проявлении терпения во время болезни,, нам следует отметить читать полностью

565 09:00 / 26.03.2020
Тазкира
ХАДИС ДНЯ
Абдуллах ибн Амр ибн алАс родияллаху анху поведал, что Пророк соллаллоху алайхи васаллам сказал .Души двух верующих встречаются в течение дня, даже если они на самом деле не видели друг друга,.
ИЗРЕЧЕНИЯ ДНЯ
Саубан говорил .Если два человека пробудут в ссоре более трех дней и один из них погибнет или оба они умрут в состоянии ссоры, то оба они обречены на погибель. И если читать полностью
ВОПРОС ДНЯ
Ассаламу алайкум, уважаемый Шейх хазрат У очень большой интерес и стремление к получению знаний. Много времени провожу в школе, библиотеке и за чтением книг. В читать полностью