Мусульманину не разрешается брать в жены многобожницу, так как в Куръане сказано: «И не женитесь на многобожницах, пока они не уверуют, ведь верующая рабыня лучше, чем многобожница, даже если она и нравится вам» (Бакара, аят 221).
Многобожницами считаются любые идолопоклонницы, например, женщины, поклоняющиеся солнцу, звездам, огню или изображениям, равно как и последовательницы любых течений, учения которых свидетельствуют о неверии и атеизме. Исключение составляют иудейки и христианки, то есть женщины, принадлежащие к религиозным общинам, которым свыше были ниспосланы Писания, и верующие в эти Писания и Пророков, направленных к людям. На это указывает тот аят, в котором сказано: «Сегодня дозволены вам (различные) блага и пища тех, кому было даровано Писание, а им дозволена ваша нища. (Дозволены вам также) целомудренные (женщины) из числа верующих и целомудренные (женщины) из числа тех, кому Писание было даровано до вас, если вы будете выплачивать им их вознаграждение, (стремясь сохранить) целомудрие, не развратничая и не беря (их) себе в подруги. Что же касается того, кто отречется от веры, то тщетными будут его дела, и в мире вечном он окажется среди потерпевших ущерб».
Вместе с тем жениться на иудейках и христианках нежелательно, а если женщина принадлежит к числу тех, кто воюет с мусульманами, заключать брак с ней крайне порицательно. То же самое относится и к тем случаям, когда после заключения браков с такими женщинами мужьям приходится жить с ними среди неверующих, поскольку в результате этого дети могут перенять нравы тех, кто будет их окружать.
Необходимо знать, что мусульманке вообще не разрешается выходить замуж за не мусульманина, будь то иудей, христианин или кто-нибудь из числа неверных или многобожников, пища которых к употреблению не дозволена. Аллах Всевышний сказал: «И не женитесь на многобожницах, пока они не уверуют, ведь верующая рабыня лучше, чем многобожница, даже если она и нравится вам. И не выдавайте (ваших дочерей) замуж за многобожников, пока они не уверуют, ведь верующий раб лучше многобожника, даже если он и нравится вам. (Многобожники) зовут к огню, а Аллах со Своего соизволения зовет к раю и прощению, разъясняя людям Свои знамения, чтобы могли они поучаться» (Бакара, аят 221).
Замужние женщины и те, которые ожидают истечения установленного срока после развода или смерти мужа
Не разрешается вступать в брак с замужней женщиной, так как в том аяте, где перечислены женщины, на которых запрещено жениться, сказано: «И (запретны для вас) целомудренные женщины...» (Ниса, аят 24).
Здесь под целомудренными подразумеваются замужние женщины.
Не разрешается вступать в брак с женщиной, ожидающей истечения установленного срока после развода или смерти мужа, поскольку Аллах Всевышний сказал: «Разведенным (женщинам следует) выждать три менструальных периода, и не дозволяется им скрывать то, что создал Аллах в утробах их, если веруют они в Аллаха и в Последний день» (Бакара, аят 228).
Не разрешается вступать в брак с разведенной женщиной до тех пор, пока после развода месячные не случатся у нее трижды. В случае беременности разведенной женщины на ней не разрешается жениться, пока она не родит, если же она не беременна, но месячных у нее нет, то после развода ей следует выждать три месяца. Аллах Всевышний сказал: «Что касается тех из жен ваших, которые не надеются на (возобновление) месячных, то, если вы сомневаетесь, установленный срок (должен составлять) три месяца, (как) и для тех, у которых месячные еще не начинались. Для тех (из них), которые беременны, (установленный) срок (продолжается до тех пор, пока) они не родят. Того, кто боится Аллаха, приведет Он к облегчению».
В Куръане указывается, сколько времени должна выжидать женщина после смерти мужа, чтобы она могла снова выйти замуж. Аллах Всевышний сказал: «(Если) кто-либо из вас умрет, оставив (после себя) жен, то (следует) им выжидать четыре месяца и десять (дней, не выходя замуж), а после того, как они дождутся (истечения установленного) для них срока, на вас не будет греха, если они распорядятся собой достойным образом. Аллах ведает о том, что вы творите» (Бакара, аят 234).
До тех пор, пока этот срок не закончится, нельзя не только заключать брак с такой женщиной, но и открыто свататься к ней. По истечении же установленного срока (идда) разрешается намекнуть ей на желание посвататься, так как Аллах Всевышний сказал: «Не будет на вас греха, станете ли вы намекать на сватовство к женщинам или утаите это в себе. Аллаху известно, что вы будете упоминать о них, но ничего не обещайте им втайне, если только не будете говорить слова дозволенные, и не принимайте решение о заключении брака до истечения установленного срока. Знайте, что Аллаху ведомо о том, что (таится) в душах ваших, и остерегайтесь Его, и знайте, что Аллах – Прощаюший, Кроткий» (Бакара, аят 235).
Из книги «Ханафитский фикх: семейно-брачные отношения»