Мы продолжаем публиковать статьи из «Тафсир Хилал» – смысла переводов и комментариев к Священному Куръану.
Он саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Книга Аллаха... Она – прочная вервь Аллаха. Она – мудрое напоминание. Она – сиротул мустакийм. Она – то, посредством чего не оступаются, следуя страстям нафса. Она – то, чем языки не путаются. Она – то, чего всегда жаждут и чем не насытятся ученые. Она – то, что не стареет при многократном повторении…
7. «Она – прочная вервь Аллаха».
Человеку, чтобы выбраться из буйной реки жизни на спасительный берег целым и невредимым, необходимо ухватиться за какую-либо веревку. Вот именно таким спасительным канатом – прочной вервью Всевышнего Аллаха и является Священный Куръан. Эта прочная веревка никогда не оборвется, никогда не подведет. Кто за нее ухватится, тот несомненно минует любое буйство и опасность реки жизни и выберется на спасительный берег. Нет сомнений в том, что кроме прочной веревки Аллаха никакая другая веревка никого не сможет вытащить на берег спасения. И если мы хотим выбраться на этот берег целыми и невредимыми, то давайте крепко держаться за прочную веревку Аллаха – Священный Куръан. А для того чтобы крепко держаться за Куръан, давайте изучать его основательно. Наше изучение книги «Тафсир Хилал» является важным шагом на данном благодатном пути.
8. «Она – мудрое напоминание».
Арабское слово хикма, переведенное нами как «мудрость», означает «расставить все по своим местам», «изложить». А слову зикр соответствуют значения «напоминание», «поминание».
Священный Куръан является «мудрым напоминанием», введенным в действие Всевышним Аллахом. Все напоминания в нем чрезвычайно мудрые. В этом мире люди пребывают, нуждаясь в мудрости. Они читают и изучают, слушают и запоминают мудрые слова, а также совершают другие действия на этом пути. Они желают, чтобы эти мудрые изречения были напоминанием для них самих и для других, чтобы они указывали им путь в жизненных делах и предостерегали от опасностей.
Как же мы, мусульмане, счастливы! Ведь для упомянутых выше обстоятельств Сам Господь миров ниспослал нам мудрое напоминание. Несомненно, между мудростью Всевышнего Аллаха и мудростью Его рабов существует разница подобно разнице между Ним Самим и Его рабами. Но где же они, жаждущие ознакомиться с мудростью Куръана? Мудрость Куръана – беспримерная мудрость. Мудрость Куръана – божественная мудрость. Священный Куръан целиком наполнен мудрыми напоминаниями. Недаром одним из названий Священного Куръана является ал-Куръанул Хаким, то есть Мудрый Куръан. Еще одно название Священного Куръана – Зикр, то есть Напоминание. А любимый всеми Пророк саллаллаху алайхи васаллам в рассматриваемом нами своем благородном хадисе называет Священный Куръан Мудрым Напоминанием.
Если кто-то желает изучить самые лучшие мудрости в мире, брать с них пример и следовать им, то пусть хорошо изучит Священный Куръан. Если кто-то желает изучить самое лучшее напоминание в мире, брать с него пример и следовать ему, то пусть изучит Священный Куръан.
Давайте не будем забывать, что читая и изучая «Тафсир Хилал», мы изучаем толкование самого лучшего и мудрого напоминания в мире.
9. «Она – сиротул мустакийм ».
Да, Священный Куръан – прямая дорога – истинный путь. Это правильный путь Всевышнего Аллаха. Каждый Его раб для достижения любой цели нуждается в прямой дороге. Без правильного пути никто не достигнет цели. Человек, который не идет по прямому пути, а идет по неправильной дороге и сбивается с пути, не достигает намеченного места и встречает погибель. Человек, который не идет по прямому пути, а идет по неровной дороге, споткнется, упадет, разобьет нос, сломает шею, и, лишившись возможности достичь намеченного места, заплутает и погибнет. Именно поэтому каждый раб божий ищет для себя сиротул мустакийм – прямой путь. Как же мы с вами, мусульмане, счастливы, что наш Господь Сам даровал нам прямой путь. Он вот так приготовил для нашего пользования прямую дорогу, которая приведет к намеченному месту благоденствия в обоих мирах. От нас требуется всего лишь встать и пойти по этому прямому пути, и только. А он уже доведет нас до преследуемых нами целей в виде счастья в обоих мирах. И для того чтобы идти именно по той прямой дороге, которую указывает Куръан, ее необходимо изучить. Читая и изучая «Тафсир Хилал», мы с вами станем действовать ради этой цели.
10. «Она – то, посредством чего не оступаются, следуя страстям нафса».
Да, страсти нафса, связанные со Священным Куръаном, никогда не дадут сбиться с истинного пути. Потому что Священный Куръан, ниспосланный Создателем, Который сотворил все души с их страстями, является предписанием, что держит их в крепкой узде и не дает оступиться. В числе главных проблем всех рабов Аллаха на земле проблемы, связанные со страстями их нафса. Человека подстрекают к злым действам именно страсти нафса. Когда страсти нафса раба поддаются указаниям шайтана, или самого раба, либо подчиняются указаниям другого божьего раба, то эти страсти нафса непременно заставят его оступиться и поведут своего обладателя к неминуемой гибели. В любой эпохе, во всякой среде обитания, если рабы, будь то в одиночку, будь то в составе группы, применяют предписание, не дающее оступиться нафсу, они найдут спасение. А те, кто не следует божественному предписанию, становятся рабами своих страстей и их постигнет погибель.
Всевышний Аллах проявил милость к Своим рабам и вручил им Священный Куръан, который держит и не дает их душам сбиться с правильного пути. Но не оступится ведомый страстями души человек, который, хорошо изучив божественное предписание, неуклонно следует ему. И наше с вами изучение книги «Тафсир Хилал» является одним из шагов в решении этой задачи.
11. «Она – то, чем не путаются языки...»
Да, языки – уста, повинующиеся Священному Куръану, никогда не путаются, то есть не впадают в сомнения и не сталкиваются с путаницей. Иначе говоря, не перепутают одно с другим и не впадут в неопределенность, путаясь в определении, что из них истина, а что ложь. Уста, повинующиеся Священному Куръану, уста, придерживающиеся Священного Куръана, пребывающие с ним, не колеблясь скажут, что изрекают истину. Если же впутывается другое, отличное от Куръана, то сразу возникает сомнение. В этом случае раб божий не может определить, которое из них истина, а которое неправда, и тем самым запутывается. Особенную актуальность это обрело в наши дни. Непомерно увеличилось число претендующих на истинность своих слов: отдельные личности, группы или даже целые сообщества. Наряду с тем, что каждый из них претендует на свою правоту, они также заявляют о неправоте своих оппонентов. В результате всех охватили сомнения. Мировоззрения и мнения смешались между собой. Всюду расплодились те, кто сегодня называет истиной одни слова, завтра другие, а послезавтра третьи. Увеличилось количество всяких «-измов». Если сегодня говорят, что преобладает один «-изм», то завтра уже господствует другой «-изм». И народы надеются то на этот «-изм», то на другой «-изм». А в конце концов надежды все равно не оправдываются. Да, если это положение сохранится, все надежды так и останутся тщетными. Есть единственно верный путь избавления от этой напасти, способ жить без всяких путаниц и сомнений. И это – крепко держаться за «то, чем не путаются языки» – Священный Куръан.
Своими действиями сейчас вы находите то самое божественное решение, которым уста не путаются и при котором люди не впадают в сомнения!
12. «Она – то, чего всегда жаждут и чем не насытятся ученые».
Да, ученые не насыщались, не насыщаются и не насытятся Священным Куръаном. А поскольку так говорит наш Пророк саллаллаху алайхи васаллам, принявший Священный Куръан от Господа миров, то ненасыщение ученых Куръаном – это истина. Эту великую истину подтверждает и реальная действительность. Знаний много, ученых еще больше. Потому что в каждой области знания существует множество ученых. Если какой-либо ученый из этих различных областей знания обратится к Священному Куръану, он извлечет нужное для себя. Но все равно не насытится. Он будет жаждать получить все новое и новое знание. Даже современный ученый, который, получив и освоив все то, что извлекалось из Куръана со времени его ниспослания, не может насытиться своими обретениями от Куръана и старается сам взять что-нибудь еще.
Во всем мире среди книг, написанных по одной тематике, наверняка нет больше тех, которые были написаны по тематике, имеющей отношение к Священному Куръану. Составление книг тафсиров продолжается уже в течение тысячи четырехсот лет. Если ознакомитесь с каждым тафсиром, то увидите, что они отличаются друг от друга своеобразием, пусть даже немногим. Значит, улемы поступают так по причине ненасыщения Куръаном. И в наши дни издаются все новые и новые тафсиры. Они также отличаются друг от друга каждый своими особенностями. Следовательно, улемы никак не могут насытиться Куръаном.
Если мы скажем, что ученые, которые не могут насытиться Куръаном, – это ученые муфассиры, то совершим большую ошибку. Напротив, и все другие ученые не могут насытиться Куръаном. К примеру, давайте возьмем ученых мухаддисов. Они также не могут насытиться Куръаном. Потому что их специальность – наука о хадисах – тесно связана со Священным Куръаном. Ведь по сути благородные хадисы есть толкование и жизненное применение Священного Куръана.
Возьмем, к примеру, ученых факихов*. Если мы скажем, что учеными, не могущими насытиться Священным Куръаном, являются именно факихи, то это не будет преувеличением. Потому как Священный Куръан первостепенный и самый главный источник для факихов. Они берут предписания исламского шариата в основном из Священного Куръана. Для этого они внимательно, многократно, всесторонне и глубоко изучают каждый аят, каждую букву в Куръане. В таком положении, естественно, они никак не могут насытиться Куръаном.
____________
Точно такая же ситуация и с филологами-арабистами. Вне зависимости от их специализации, будь то морфология, или грамматика, или красноречие, или же стилистика, они не могут насытиться Священным Куръаном. Потому что Священный Куръан является чудом арабского языка.
Специалисты-арабисты беспомощны перед Священным Куръаном. Именно поэтому ученые-филологи, изучающие и исследующие арабский язык, постоянно нуждаются в Священном Куръане в лингвистическом отношении и всегда обращаются к нему, и никогда не смогут им насытиться.
Вывод таков: какую бы область знания мы ни расматривали, будь то вероубеждение, наследственное право, логика, тасаввуф (суфизм) или другие науки, все равно ненасыщение ученых этих областей знания Священным Куръаном привело к возникновению отдельных наук, относящихся только к Священному Куръану. Комплекс этих знаний и наук называется улумул Куръан – науки Куръана. Улумул Куръан, как совокупности многовековых наук, посвятили свои умы и жизни множество ученых. В этой области было написано и пишется несметное количество книг. Улумул Куръан включает в себя ряд таких наук, как илмул-кираат, илмун-насих вал-мансух, илмул-маккий вал-маданий, илмус-сабабин-нузул, илмур-расм, илмул-мухками вал-муташабих. Естественно, ученые-специалисты этих наук никогда не смогут насытиться Священным Куръаном.
Возьмем, к примеру, историков. На основе Священного Куръана, самого достоверного источника знаний о создании этой Вселенной, приходе человека в этот мир и его развитии, а также других исторических событиях, произошедших в древности, исламские историки написали летопись древнего мира. Именно поэтому они стали ведущими историками своего времени. Впоследствии появились некие группы и отдельные личности, которые по-своему, «на научной основе» пересмотрели историю мира. Они заявили, что составили самую достоверную хронику в мире, и подняли по этому поводу шумиху. Они обвинили других, в частности мусульманских историков, в невежестве, в приверженности к мифам. Но по прошествии времени и с развитием науки стало очевидным, что «научность» таких заявлений является не чем иным, как невежеством. Все растаяло подобно льду. Правдой оказались слова мусульманских историков, которые обращались к Куръану. Следовательно, ненасыщение мусульманских историков Куръаном – очевидное дело.
А теперь посмотрим на наших географов. Основываясь на аятах Священного Куръана касательно географических аспектов, воодушевившись ими, они тоже достигли невероятно великих результатов на протяжении истории данной науки.
Если мы скажем, что лишь мусульманские ученые в различных областях знания не могут насытиться Священным Куръаном, то совершим ошибку. Потому что сегодня мы сами становимся свидетелями того, как и немусульманские ученые, обратившиеся к Священному Куръану, не могут насытиться им.
Ученые-историки из числа последователей иных вероисповеданий, сопоставившие историю мира с современной научной историей и с небесными книгами, ниспосланными человечеству, в том числе и с Куръаном, отдали должное Священному Куръану и стали мусульманами.
Видные ученые в области океанографических-морских наук из числа иноверцев изучили Священный Куръан касательно своей специальности и стали мусульманами. Также медики, генетики и многие другие тоже не могут насытиться Священным Куръаном. В настоящее время работает международная научная организация под названием «Научные чудеса в Куръане и Сунне». Разве имеющие в ней место диспуты не являются доказательством ненасыщаемости Куръаном и мусульманских, и немусульманских ученых?
Среди говорящих, читающих и пишуших на языке, на котором написан «Тафсир Хилал», также много ученых по различным отраслям науки. За это мы прославляем Аллаха. Однако они испытывают затруднения в ознакомлении со смыслами Священного Куръана на арабском или других языках. Будем надеяться, что через «Тафсир Хилал» эти ученые и специалисты прочих (не религиозных) областей науки тоже смогут приобщиться к Священному Куръану и присоединиться к рядам тех, кто не может насытиться им.
13. «Она – то, что не стареет при многократном повторении...».
Да, единственное в мире, что не устаревает при частом повторении, – это Священный Куръан. Чтецы Куръана (кари) для запоминания каждого священного аята повторяют его тысячи раз, и даже после запоминания продолжают читать регулярно. И каждый раз при чтении получают новое наслаждение, испытывают новый восторг, новое удовольствие, новую усладу. То же самое относится и к слушателям Священного Куръана. При каждом повторном слушании священных аятов испытывается новое наслаждение, новое удовольствие. Потому что Священный Куръан не устаревает при повторениях.
В хадисе, переданном имамом Тирмизи от Абдуллаха ибн Аббаса радияллаху анху, говорится так:
«Один человек спросил:
– О Посланник Аллаха, какое деяние любимее для Аллаха?
Он алайхиссалам сказал:
– «Халлул муртахил» (сразу возвращающийся на начало).
Тот сказал:
– Что такое «халлул муртахил»?
Он алайхиссалам сказал:
– Прочитать Куръан от начала до конца и, достигнув конца, снова начать читать с начала».
Да, на втором месте после фардов – предписанных деяний – для приближения к Всевышнему Аллаху стоит чтение и изучение Куръана – самое предпочтительное поклонение.
Имам Ахмад ибн Ханбал радияллаху анху видел несколько раз во сне Всевышнего Аллаха. Однажды он пожелал еще раз увидеть Его во сне. Так, когда он снова увидел во сне Всевышнего Аллаха, спросил: «О мой Господь, посредством чего Твой раб может стать приближенным к Тебе?». Всевышний Аллах на этот вопрос ответил: «Чтением Моего Слова, о Ахмад!».
«Невзирая на то, что поймет он или не поймет смысл, о Господь мой?» – спросил имам Ахмад.
«Невзирая на то, что поймет он или не поймет смысл», – сказал Всевышний Аллах.
Таким образом, чем чаще мы будем читать, учить и слушать Слово Всевышнего Аллаха, тем ближе мы будем к Аллаху азза ва джалла. Если даруется такое положение тому, кто читает, не понимая смысла, то можно представить, какое положение ожидает тех, кто читает с разумением.
Продолжение следует...
.