Ниспослана в Мекке. Состоит из 4 аятов
Когда мушрики пришли к Пророку саллаллаху алайхи васаллам и попросили его описать своего Господа, изложить Его происхождение, им ответил Сам Великий Аллах, ниспослав суру «Ихлас».
Причина названия суры словом «ихлас» – это призыв к искреннему поклонению, обращению и верности исключительно и только Самому Аллаху.
В одном из хадисов Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам говорил: «Сура «Ихлас» равна трети Куръана». Ибо содержание Священного Куръана преследует три основные цели:
1) Доказательство единственности и единства Аллаха, исправление вероубеждения.
2) Изложение куръанических сказаний в назидание, увещевание и как пример для подражания.
3) Ахкамы (положения) шариата.
Сура «Ихлас» вобрала в себя первую часть из упомянутых целей и задач.
ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!
1. Скажи: «Он – Аллах, Един,
Да, о Пророк, скажи всем, что Всевышний Аллах один, Единственный, Единый.
– Великий Аллах Един по происхождению и сущности. Нет божества, кроме Него.
– Аллах, Пречист Он и Всевышний, Един в своих божественных качествах, и они присущи только Ему. Ничто на свете не может обладать этими качествами.
– Он Един и в том, что нет на свете подобия Ему.
– Аллах, Пречист Он и Всевышний, – Един, Единственен и в природе Своих деяний. Никто не в силах повторить Его деяния и сотворить то, что сотворил Он.
Единственность Аллаха является главенствующим вероубеждением в Исламе. Другие атрибуты веры, требующие уверования, также основываются на этом убеждении.
После утверждения сифата (качества) единственности Аллаха в первом аяте далее речь идет об одном из главных Его качеств – сифате Сомад.
2. Аллах – Сомад.
Качество Сомад вбирает в себя множество значений:
– Абсолютно все подчинено и повинуется Ему – без Него не быть ничему;
– Он не нуждается ни в чем и ни в ком, но все нуждаются в Нем;
– Все существа могут перестать существовать, исчезнуть, но Он нескончаем и Сам Он вечен, и так далее.
Как видим, одно это слово – «Сомад» – заключает в себе такие разные качества. Арабский язык обладает большими возможностями в описании таких качеств, и именно поэтому Аллах изъявил волю ниспослать Свою последнюю Книгу на этом языке.
3. Не родил и не был рожден,
То есть у Него нет ни детей, ни родителей. Ибо рождать и быть рожденным присуще рабу – человеку.
Эти качества не подходят, не соответствуют Аллаху. Он один, Единственный, у Него не может быть ни родных, ни сотоварищей.
В этом аяте имеются опровержения многих исковерканных убеждений, в том числе:
– убеждение мушриков, что ангелы – дочери Аллаха;
– убеждение отдельной категории людей, что Узайр (Ездра) – сын Аллаха;
– убеждение другой категории людей, что Ийса (Иисус) – сын Бога;
– убеждения иных категорий, обожествляющих растения, животных, людей, идолов и тому подобное.
4. И не был Ему равным ни один!»
Да, никакое существо, ни по природе своей, ни по качествам, ни по деяниям, не может сравниться с Аллахом.
Вот так, Куръан возвеличивает Аллаха описанием Его совершенных сифатов. В Исламе Всевышний Аллах поминается Пречистым, свободным ото всех изъянов и пороков. Ибо исламское убеждение внедрено Самим Аллахом. Это вероубеждение порождено не людской фантазией, как это имеет место в других убеждениях.
Относительно суры «Ихлас» некоторые улемы сделали следующее обобщение: «Эта сура состоит из четырех аятов. Она снизошла очень небольшой по объему, но весьма чудесной. Она ниспослана раскрывающей красу Всевышнего Аллаха и Его совершенство. Она ниспослана пречищающей Всевышнего Аллаха от всех качеств, выражающих слабость и изъян.
Ее первый аят, утверждая и аргументируя Единство, опровергает многочисленность.
«Скажи: Он – Аллах, Един».
Ее второй аят, доказывая совершенство Аллаха, опровергает Его слабости и недостатки.
«Аллах – Сомад».
Ее третий аят, доказывая вечность и извечность Всевышнего Аллаха, опровергает наличие у Него потомства и продолжителя рода.
«Не родил и не был рожден».
Ее четвертый аят, доказывая величие, могущество, несравненность Аллаха, опровергает существование равной Ему силы и Его противоположности.
«И не был Ему равным ни один!».
Следовательно, эта сура – доказательство Его сифатов красы и совершенства. Это наивысшая иллюстрация чистоты и безупречности Господа».
Имам Бухари передает от матери правоверных Аиши радияллаху анха: «Пророк назначил некоего человека главой вооруженного отряда и послал с поручением. Он возглавил намазы своих собратьев, и в каждом намазе читал суру «Ихлас». Когда они вернулись, об этом рассказали Пророку саллаллаху алайхи васаллам, и тот сказал:
– Спросите-ка у него, зачем он делал так.
У него спросили, и тот ответил:
– Потому что это – сифаты Милостивого, и я люблю ее читать.
Тогда Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Известите его: «Аллах любит тебя».
В хадисе, переданном имамом Ахмадом ибн Ханбалом, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Кто прочтет «Кул хуваллаху ахад…» до конца десять раз, тому Всевышний Аллах возведет в раю дворец».
Имам Тирмизи передает от Абу Хурайры радияллаху анху: «Однажды я шел вместе с Пророком саллаллаху алайхи васаллам. Он услышал, как кто-то читает «Кул хуваллаху ахад. Аллаху Сомад», и сказал:
– Для него стало ваджибом (долженствующим).
Я спросил:
– О Посланник Аллаха, что стало ваджибом?
Он сказал:
– Рай».
Еще в одном хадисе, переданном имамом Тирмизи от Анаса радияллаху анху, сказано: «Кто ежедневно прочтет «Кул хуваллаху ахад» двести раз, тому будут стерты (прощены) пятидесятилетние грехи, если только у него нет долгов».
В хадисе, переданном имамом Ахмадом от Анаса радияллаху анху, сказано: «Кто прочтет «Кул хуваллаху ахад» десять раз, тому Аллах возведет дом в раю».
В хадисе, переданном имамом Насаи от Муаза ибн Джабала радияллаху анху, а тем – от своего отца, говорится следующее: «Однажды мы ждали Пророка саллаллаху алайхи васаллам, оставшись под дождем и во мраке, чтобы совершить за ним намаз. Так он вышел и сказал:
– Скажи.
– Что? – спросил я.
Он сказал:
– Скажи людям, что если каждый вечер и каждое утро по три раза будут читать «Кул хуваллаху ахад» и по два «Кул аъузу», этого будет достаточно для каждой вещи (для всего)».