В следующем аяте Аллах напоминает еще о некоторых благах, дарованных сынам Исраила:
60. И вот попросил питья Муса для своего народа, и Мы сказали: “Ударь своим посохом о камень!”. И забили из него двенадцать ключей. Действительно, узнал каждый народ свое место питья. “Ешьте и пейте из удела Аллаха! И не чините зла на земле, распространяющими порчу!”
Когда сыны Исраила находились в упомянутой выше безводной, иссохшей пустыне, Муса алайхиссалам вознес Аллаху молитву и попросил напоить свой народ — сынов Исраила, дать им обильную воду. Тогда Аллах принял его молитву и сказал:
«Ударь своим посохом о камень!»
То есть приказал: «О Муса, ударь посохом, что в твоей руке, о камень». Когда Муса алайхиссалам ударил по камню:
«И забили из него двенадцать ключей. Действительно, узнал каждый народ свое место питья».
То есть из камня, по которому ударил Муса алайхиссалам забили двенадцать ключей. И так как у сынов Исраила было двенадцать племен (колен), то на каждое племя пришлось по одному ключу, так что все смогли иметь свою воду.
Теперь сыны Исраила стали есть низведенные с неба манн и перепелов, и пить воду, бьющуюся из камня. Поэтому в конце аята говорится:
«Ешьте и пейте из удела Аллаха!»
В такой момент нужно благодарить Аллаха и жить в довольстве и спокойствии, творя добро. Необходимо отдалиться от зла. В конце аята Всевышний Аллах еще раз дает наказ сынам Исраила:
«И не чините зла на земле, распространяющими порчу!»
А они:
61. И вот вы сказали: “О Муса! Мы не сможем стерпеть однообразную пищу. Помолись же для нас твоему Господу, пусть Он выведет нам то, что произращает земля из своих овощей, кабачков, чеснока, чечевицы и лука”. Сказал [Муса]: “Неужели просите заменить лучшее тем, что ниже? Спуститесь в город, и вот для вас то, что просите”. И закрепилось за ними унижение и бедность. И оказались под гневом Аллаха. Это — за то, что не уверовали в аяты Аллаха и убивали пророков несправедливо! Это — за то, что они ослушались и были преступниками!
Как известно, Всевышний Аллах низвел с неба для сынов Исраила манн и перепелов в качестве пищи. Они безо всяких усилий и сколько угодно могли есть самые изысканные на свете блюда. Но сыны Исраила заскучали по таким продуктам, как чечевица и чеснок, которыми они питались, когда терпели лишения и унижения, находясь под гнетом Фиръавна в Египте.
Они потребовали у своего Пророка Мусы алайхиссалам взмолиться Аллаху и выпросить такие овощи, как кабачки, чеснок, чечевица и лук. Они сказали:
«О Муса! Мы не сможем стерпеть однообразную пищу. Помолись же для нас твоему Господу, пусть Он выведет нам то, что произращает земля из своих овощей, кабачков, чеснока, чечевицы и лука».
Муса алайхиссалам сказал:
«Неужели просите заменить лучшее тем, что ниже? Спуститесь в город, и вот для вас то, что просите».
То есть неужели вы просите заменить такие изысканную и прекрасную пищу, как манн и перепела на такие ничтожные продукты, как чечевица, кабачки и лук? Вы же можете найти требуемые вами продукты в любом из городов?! После этого:
«И закрепилось за ними унижение и бедность. И оказались под гневом Аллаха».
То есть сынам Исраила предписались унижения и бедность, и они оказались под гневом Аллаха. Как утверждают ученые, все это случилось в истории этого народа в период после Мусы алайхиссалам. На вопрос, почему их постигла такая участь, священный аят отвечает:
«Это — за то, что не уверовали в аяты Аллаха и убивали пророков несправедливо! Это — за то, что они ослушались и были преступниками!»
В этой части священного аята упоминаются четыре вида из преступлений сынов Исраила:
1. Они проявили неверие (куфр) в знамения Аллаха.
2. Они несправедливо — без всякого права убили пророков.
3. Они ослушались.
4. Они превысили пределы дозволенного.
За то, что совершили такого рода преступления, сынам Исраила были предписаны унижения и бедность, а также они оказались под гневом Аллаха.
Ни одна умма в своей истории не предавалась так сильно куфру, не превышала пределы и не отрицала хидаю, как это делали сыны Исраила. Они убили, зарезали и распилили на части пилами нескольких своих пророков. А это считается самым жестоким превышением пределов в отношении тех, кто пришел с призывом на истинный путь. Их неверие считается самым скверным неверием, их посягательства считаются самыми жестокими из посягательств.
Но их притязания заполоняли весь мир. Они говорят: «на свете только мы идем по правильному пути, другие пребывают в заблуждении, мы — избранные рабы Аллаха, другие — ослы для нас». Они твердят: «только мы являемся народом, получающим саваб за совершенные деяния. Благоволение Аллаха доходит только до нас».
В следующем аяте Священный Куръан излагает, что эти их притязания являются никчемными, а высказываемые ими слова — ложью. Поясняет, что ийман, который ведет к повиновению Аллаху, имеет единую основу, что такое вероубеждение имеет единый корень. Разъясняет, что благоволение Аллаха присуще не только отдельным нациям или расам, а касается в равной степени всех, кто совершает благие деяния.
62. Поистине, те, кто уверовал и те, кто был иудеем, и христиане, и сабииты — [они] те, кто уверовал в Аллаха и в Последний день и творил праведное деяние, — им их вознаграждение у их Господа, и нет им страха, и они не будут печалиться.
Под «уверовавшими» в священном аяте подразумеваются мусульмане.
«Кто был иудеем» — это сыны Исраила. Есть две категории иудеев: первые — это те, кто возвратился к Аллаху, а вторые — это потомкиЯхудо (Яхве).
А под «христианами» подразумеваются уверовавшие в Ийсу алайхиссалам. В арабском тексте они называются насара — «оказывающие вспоможение», потому что помогали Ийсе алайхисслам.
«Сабииты» — это группа людей из арабов-мушриков, которые до прихода Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, не смирившись с поклонением своего народа идолам и истуканам, стали искать новое вероубеждение и в итоге решили следовать религии Ибрахима алайхиссалам и отделились от своих соплеменников. Это название им дали многобожники — сабииты означает «отвернувшиеся от религии своих отцов».
Священный аят дает понять: кто из вышеперечисленных уверовал в Аллаха, в Судный день, и совершал благие деяния, тот получит вознаграждение, впереди его не ожидают страх и опасность, и он не будет печалиться за прежние дела. То есть для того, чтобы получить награду, не испытывать страха в Судный день, не сожалеть о былых деяниях, не обязательно принадлежать к определенной нации или расе. Но достаточно иметь ийман и совершать благие поступки.
Конечно же, это предписание относится к периоду до ниспослания Мухаммада алайхиссалам пророком. После того, как он стал Пророком, все должны уверовать в него. Если кто не уверует в него, тот станет неверным и заслужит мучения и страдания. И будет лишен саваба и вознаграждения.
В хадисе, переданном имамом Муслимом, Мухаммад алайхиссалам сказал:
«Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, если кто из этой уммы, будь то иудей или христианин, услышет обо мне, но не уверует в то, что было послано мне, они станут из обитателей ада».
.