الباب الثالث
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
في شروط الصلاة
Об обязательных условиях намаза (2)
Передается от Ибн Умара радияллаху анху:
«В день битвы при Ухуде Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам осмотрел меня на предмет пригодности для участия в сражении. Тогда мне было четырнадцать лет. Так, он не разрешил мне участвовать. В день битвы Хандак он вновь осмотрел меня. Тогда мне было пятнадцать лет. И он разрешил мне».
Нāфиъ сказал:
«Я пошел к Умару ибн Абдулазизу, который тогда был халифом, и рассказал ему этот хадис. Тогда тот сказал:
— Это и есть грань между младшим и старшим, — и он направил наместникам (на местах) письмо о том, что тем, кому исполнилось пятнадцать лет, (требования шариата) становятся фард. Он сказал:
— Тех же, кто младше —присоединяйте к женщинам».
Передали пятеро.
Пояснение: При подготовке к сражению при Ухуде, на участие в нем претендовали и мусульмане-подростки, которые всей душой ощущали степень нависшей над мусульманами угрозs. Это было признаком проявления молодыми мусульманами мужества, преданности и глубокого осознания ответственности перед религией. В такую пору Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам провел их отбор, устраивая для некоторых из них поединки. Победителей из них он алайхиссалам брал для участия в сражении. У некоторых из них он спрашивал о возрасте.
Когда передатчику этого хадиса Абдуллаху ибн Умару радияллаху анху было четырнадцать лет, Пророк саллаллаху алайхи васаллам не разрешил ему участвовать в битве. А на следующий год, когда ему уже исполнилось пятнадцать, Пророк саллаллаху алайхи васаллам разрешил ему участвовать в сражении Хандак.
Исходя из этого, некоторые считают, что совершеннолетие для мальчиков наступает с пятнадцати лет.
Когда халиф Умар ибн Абдулазиз услышал этот хадис от Нāфиъ радияллаху анху, он направил своим наместникам на местах письмо, в котором указывалось, чтобы к пятнадцатилетним юношам относились так же, как ко взрослым мужчинам, а к тем, кто младше, — как к находящимся на чьем-либо иждивении.
Однако преобладающее большинство улемов сказали: признаком достижения совершеннолетия мальчиками признано перенесение ими поллюции во во время сна. Об этом свидетельствует предыдущий хадис. Отношение же, проявленное к Ибн Умару, является делом особого случая, в чрезвычайных обстоятельствах.
Достижение совершеннолетия девочками определяется началом первых месячных (хайза). Если до определенного возраста у подростков не проявляется признаков наступления совершеннолетия, присущих их ровестникам: у мальчиков — поллюции, а у девочек — месячных, за основу берутся другие признаки. Самым известным из них является возраст. В каждом крае (стране) возраст достижения половой зрелости определяется в зависимости от местного климата и иных условий. С этого возраста и начинается обязательное исполнение требований шариата. В частности, обязательным становится и совершение намаза. Достигший совершеннолетия, но не совершающий намаз, считается заслуживающим предусмотренного шариатом наказания.
Но это не означает, что нельзя совершать намаз до достижения совершеннолетия. Напротив, для того чтобы не испытавать трудностей при достижении совершеннолетия, лучше приучать к намазу с детства.
Об этом мы узнаем из следующего хадиса Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
361- عَنْ سَبْرَةَ t، عَنِ النَّبِيِّ r قَالَ: مُرُوا الصَّبِيَّ بِالصَّلَاةِ إِذَا بَلَغَ سَبْعَ سِنِينَ، وَإِذَا بَلَغَ عَشْرَ سِنِينَ فَاضْرِبُوهُ عَلَيْهَا. زَادَ فِي رِوَايَةٍ: وَفَرِّقُوهَا بَيْنَهُمْ فِي الْمَضَاجَعِ. رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ وَأَحْمَدُ وَالتِّرْمِذِيُّ.
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Когда ребенок достигает семи лет, велите ему совершать намаз. Когда он достигает десяти лет, побивайте его за него (наказывайте за неисполнение намаза)».
В другой передаче этого хадиса к сказанному добавлено:
«Разделяйте их (детей) ложи».
Передали Абу давуд, Ахмад и Тирмизи.
Пояснение: В этом благородном хадисе говорится о некоторых вопросах, имеющих важное значение в исламском воспитании детей:
Следует привлекать детей к намазу, используя различные способы, показывая им хороший пример и вызывая их интерес. Ребенок, который видит, как его родители совершают намаз, произвольно начинает им подражать. Поэтому следует правильно использовать этот момент и постараться удержать ребенка на правильном пути. Когда ребенку исполняется семь лет, следует проследить совершение им каждого намаза, требовать от него исполнения этого предписания.
Ребенок, который не последовал словесным побуждениям и наставлениям родителей даже достигув десятилетнего возраста, не встанет на верный путь, если его не побить. Такова натура некоторых детей. На них больше действуют припугивания и угрозы, нежели хорошие слова.
Дело в том, что в эту пору у них начинает происходить пробуждение в половом отношении. Если они не станут спать раздельно, у них начнет формироваться привыкание к неприличию.
Если бы каждая семья следовала этой рекомендации Пророка саллаллаху алайхи васаллам, среди нас не было бы людей, не совершающих намаз.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ученые, изучившие все доводы и положения шариата, утверждают, что для того чтобы намаз стал человеку ваджибом — фардом, необходимо наличие трех условий: мусульманство, совершеннолетие и здравие ума.
А теперь изучим некоторые хадисы об условиях, необходимых для того, чтобы намаз был правильным.
.