[аят 164]
Далее Всевышний Аллах начинает приводить на примерах из бытия доказательства Своей единственности.
164. Поистине, в сотворении небес и земли, и в смене ночи и дня, и в кораблях, которые плывут по морю с тем, что приносит пользу людям, и в том, что низвел Аллах с неба из воды, и оживил ею землю после ее смерти, и рассеял на ней всяких животных, и в смене [направлений] ветров, и в облаке, подчиненном между небом и землей, — действительно знамения людям, что разумеют!
Обстоятельства, упоминаемые в настоящем аяте, мы постоянно видим в нашей повседневной жизни, мы живем среди них. До того они стали привычными для нас, что уже не обращаем особого внимания на них. А ведь каждое из них является великим доказательством существования Всевышнего Аллаха. К примеру, подумаем над истиной «в сотворении небес и земли». Действительно, давайте поразмыслим по справедливости и в здравии ума: кто же сотворил небеса и землю? Никому еще не удалось измерить и узнать границы небес. Кто сотворил все, что находится в них? Атеисты, которые отрицают существование Аллаха? Или же есть какой-нибудь другой создатель? Оставим небеса и огромные планеты в них, и возьмем одну из самых маленьких планет — нашу Землю. Кто сотворил ее? Кто так устроил все находящееся на ней и необходимые для жизни человека и творений вещи? Кто сделал воздух, воду и все остальное на ней такими, какими они являются сейчас? Атеисты, которые отрицают существование Аллаха, или существует еще какой-то другой творец?
«…и в смене ночи и дня».
Каждый день они сменяют друг друга. Когда один укорачивается, другая удлиняется. Мы живем ими, измеряем нашу жизнь этими днями и ночами, но даже не задумываемся о том, кто же установил такое их чередование. Как много свойств, присущих только ночи, и как много качеств, свойственных только дню! Если их не станет, то на земле вряд ли продолжиться жизнь.
«…в кораблях, которые плывут по морю с тем, что приносит пользу людям».
Об этом хорошо ведают побывавшие на корабле. Человек, который совершает путешествие на корабле, пребывая посреди моря, средь бескрайней небесного цвета воды, попадая в шторма и бури, поражается могуществу Аллаха. Он уверяется в том, что лишь Аллах удерживает корабль Своим могуществом.
Также и «...в том, что низвел Аллах с неба из воды, и оживил ею землю после ее смерти, и рассеял на ней всяких животных» есть великие знамения и знаки для тех, кто разумеет умом своим.
Разве была бы возможной жизнь на земле, если бы Аллах не низводил воду с неба и не оживлял ею землю? Ведь чтобы напомнить нам об этой Его мощи на некоторые земли иногда не низводится вода и гибнет все, начиная с растений, животных и кончая людьми; но даже и тогда мы не делаем нужных для себя выводов.
«...В смене [направлений] ветров, и в облаке, подчиненном между небом и землей, — действительно знамения людям, что разумеют!»
Существует множество знаков, указывающих на единственность Аллаха. Это — повиновение ветра и облаков законам, установленным Аллахом, беспрекословное выполнение возложенных на них задач, поступающая от них польза или вред... Кто же будет распоряжаться ими, если не Аллах — Единый Творец и Распорядитель?!
Человек, который видит и знает все эти знаки-знамения, широко пользуется ими, но при этом отрицает Аллаха — это человек без единой капли ума, если его вообще можно назвать человеком.
.