(ВТОРОЙ РАЗДЕЛ)
Яд
2537. Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Когда Хайбар был подвергнут фатху, Пророку саллаллаху алайхи васаллам была поднесена отравленная (ядом) баранина. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Соберите мне здесь всех иудеев.
Так, все иудеи собрались перед ним. Тогда он саллаллаху алайхи васаллам сказал им:
– Поистине, я спрашивающий вас кое о чем, будете ли вы говорящими мне правду?
– Да, о Абул Касым, – сказали [они].
– Кто ваш отец? – сказал он.
– Наш отец такой-то, – сказали [они].
– Вы солгали! Ваш отец такой-то, – сказал [он].
– Ты сказал правду и сделал хорошо, – сказали [они].
Тогда он сказал:
– Поистине, я спрашивающий вас кое о чем, будете ли вы говорящими мне правду?
– Да, о Абул Касым, если скажем тебе неправду, ты узнаешь нашу ложь так же, как узнал и неправду о нашем отце, – сказали [они].
– Кто обитатели огня? – сказал [он].
– Мы будем там некоторое время. Затем вы замените нас, – сказали [они].
Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Оставайтесь там сами. Клянусь Аллахом, мы никогда не заменим вас в нем. – Потом сказал им: – Поистине, я спрашивающий вас кое о чем, будете ли вы говорящими мне правду?
– Да, – сказали [они].
– Вы подсыпали яд в эту баранину? – сказал [он].
– Да, – сказали [они].
– Что вас толкнуло на это? – сказал [он].
– Если ты лжец, мы пожелали избавиться от тебя. Если же ты Пророк – тебе не повредит, – сказали [они].
Передал Бухари.
2538. Передается от Анаса радияллаху анху:
«Одна иудейка принесла Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам отравленную баранину. Он отведал ее. Затем она (иудейка) была приведена к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Он спросил женщину об этом.
– Я хотела убить тебя, – сказала она.
– Аллах не даст тебе овладеть этим (или мной), – сказал он.
[Люди] сказали:
– Казнить нам ее?
– Нет, – сказал он саллаллаху алайхи васаллам.
Я замечал это по язычку Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам».
Передали Муслим и Абу Давуд.
Пояснение: Этот случай очень известен, и произошел он в Хайбаре. Иудейку звали Зайнаб бинти Харис.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам отведал отравленное мясо и приказал найти и привести эту женщину. Люди нашли ее. Она, посмотрев в лицо Пророку саллаллаху алайхи васаллам, сказала:
«Я хотела убить тебя».
Тогда он сказал:
«Аллах не даст тебе овладеть этим (или мной)».
То есть Пророк саллаллаху алайхи васаллам парировал фразой, имеющей смысл «да чтоб тебе никогда не достичь цели». Несомненно, сподвижники Пророка саллаллаху алайхи васаллам пришли к выводу, что нужно ее казнить. Для осуществления такого решения они обратились к Пророку саллаллаху алайхи васаллам за позволением и спросили:
«Казнить нам ее?»
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам был чрезвычайно прощающим человеком. Он простил преступницу, посягнувшую на его жизнь.
«Нет», – сказал он.
То есть не убивайте ее. Отпустите ее.
Тем не менее этот яд возымел свое воздействие на Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Это подтверждает на основе своих наблюдений и передатчик хадиса Анас радияллаху анху.
«Я замечал это по язычку Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам».
То есть после этого случая с отравлением язычок в горле Пророка саллаллаху алайхи васаллам покраснел. Посмотревший на язычок мог видеть его красноту как осложнение после того самого отравления ядом.
2539. Передается от Джабира радияллаху анху:
«Одна иудейка из числа жителей Хайбара поднесла в дар Пророку саллаллаху алайхи васаллам отравленную баранину. Так, он отведал ее. Вместе с ним поела и группа сподвижников. Затем Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал им:
– Уберите руки! – и послал за этой женщиной. Он сказал ей:
– Отравила ли ты эту баранину?
– Кто тебя известил? – сказала она.
– Меня известило вот это плечо, – сказал он саллаллаху алайхи васаллам.
– Да, – сказала она.
– Зачем ты сделала это? – сказал он.
– Я сказала [про себя]: «Если это Пророк, яд не навредит ему. Если это не Пророк, мы избавимся от него.
Так, он простил ее».
Пояснение: В сравнении с передачей Анаса радияллаху анху в передаче Джабира радияллаху анху имеются некоторые отличия и дополнения. Обе передачи повествуют об одном и том же случае. В этой, второй передаче говорится о том, что об отравленности баранины извещает Пророка саллаллаху алайхи васаллам часть подношенного в дар мяса – плечо барана. Это – чудо Пророка саллаллаху алайхи васаллам. С ним разговаривали даже камни и деревья. И посему не удивительно, что его известила о наличии яда конечность барана.
2540. И сказал Абу Хурайра радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам ел дары, но не ел милостыню. Так, в Хайбаре иудейка поднесла в качестве дара приготовленную на огне отравленную баранину. Он отведал ее, кушали и люди. И сказал:
– Уберите руки! Она мне сообщила, что она отравлена. – Затем послал за этой иудейкой. И спросил ее: – Что толкнуло тебя на это?
– Если ты Пророк, тебе не повредит. Если ты царь, я спасу людей от тебя, – сказала она.
Так, Пророк саллаллаху алайхи васаллам повелел, и она была казнена. Потому что Бишр ибн ал-Баро умер от нее [баранины]. После, при болезни, во время которой он умер, он сказал:
– До сих пор страдаю от еды в Хайбаре. И вот, она срезала мои сосуды».
Оба передал Абу Давуд.
Пояснение: Женщина сначала была отпущена. Но когда один из сахабиев – Бишр ибн Баро – умер из-за воздействия яда, она была снова поймана и приведена. Пророк саллаллаху алайхи васаллам приговорил ее к казни.
СВЕДЕНИЯ О ЯДАХ
Вещество, которое убивает, называется ядом.
Лекарственное средство, обезвреживающее действие яда, называется противоядием.
Использование яда без нужды является харамом.
Яд, приготовленный из растений, не считается наджасом (не относится к нечистому). Однако яд, приготовленный из мяса, слюны и других мест ядовитых животных, является наджасом.
Продажа яда, в котором есть польза и который не является наджасом, дозволена.
По совету справедливого врача-мусульманина допускается применение яда в качестве лекарства в тех случаях, когда нет иного пути исцеления от недуга.
.