(РАЗДЕЛ ВТОРОЙ)
Навещать больного является сунной
[Часть 1]
2541. Передается от Саъда радияллаху анху:
«Я заболел в Мекке. Пророк саллаллаху алайхи васаллам навестил меня. Он положил руку на мой лоб, затем погладил рукой мое лицо и живот. Затем сказал:
– О Аллах! Исцели Саъда. Дай ему закончить его хиджру.
До сих пор не перестаю ощущать его прохладу на моей печени».
Передали Бухари и Абу Давуд.
Пояснение: Саъд ибн Абу Ваккас радияллаху анху, возвратившись в Священную Мекку после хиджры, заболел и слег. Тогда он подумал: «Я отсюда переселялся в Медину, теперь если умру здесь, что будет с моим переселением во имя религии – хиджрой?». Поэтому Пророк саллаллаху алайхи васаллам, молясь за него, произнес:
«О Аллах! Исцели Саъда. Дай ему закончить его хиджру».
То есть он сказал: «Дай ему снова вернуться в Медину, куда он совершал хиджру из Мекки, и закончить его хиджрат». Аллах принял мольбу Своего Посланника. Саъд ибн Абу Ваккас оправился от болезни. Позже он умер в Медине.
Польза, извлекаемая из этого хадиса:
1. Необходимо навещать знакомого человека, когда становится известно о том, что он заболел.
2. Руководителю следует навещать своего подчиненного.
3. Допускается, когда пришедший навестить больного кладет свою руку на лоб навещаемого.
4. Допускается, когда навещающий гладит болящие части тела больного.
5. Навещающему следует вознести мольбу за навещаемого больного, прося выздоровления и благ.
6. Саъд ибн Абу Ваккас радияллаху анху всю оставшуюся жизнь чувствовал в своем теле блаженство благодаря добру и благодати Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам после прикосновения его рук.
Все мусульмане должны брать пример с Пророка саллаллаху алайхи васаллам и навещать больных, совершать там те деяния, которые делал Пророк саллаллаху алайхи васаллам.
2542. Ибн Аббас радияллаху анху сказал:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам зашел навестить одного больного человека и сказал:
– Не беда, иншааллах, [это] очищение.
– Нет же! Напротив, это жар, который кипит над престарым старцем и сведет его в могилу, – сказал он.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Ну тогда – да!»
Передал Бухари.
Пояснение: В этом хадисе речь идет о том, как Пророк саллаллаху алайхи васаллам молится за больного, прося очищения, тогда как больной, вместо того, чтобы просить о принятии Аллахом этой мольбы, неблагопристойным образом и нетерпеливо желает себе смерти. В результате Пророк саллаллаху алайхи васаллам тоже подтвердил: да будет так, как пожелал сам больной.
Будет хорошо, если навещающий больного, беря пример с Пророка саллаллаху алайхи васаллам, приучится говорить: «Не беда, иншааллах, это очищение».
А больной должен, удерживая себя от проявления невоспитанности и нетерпеливости, произнести «амин», когда услышит эту мольбу.
2543. «Пророку саллаллаху алайхи васаллам прислуживал слуга иудеев. Однажды он заболел. Пророк саллаллаху алайхи васаллам пришел проведать его и сказал:
– Стань мусульманином.
Так, он принял Ислам».
Передали Бухари и Абу Давуд. Слова Абу Давуда:
«Он сел у его головы и сказал ему:
– Стань мусульманином.
Слуга посмотрел на своего отца.
Тот сказал ему:
– Повинуйся Абул Касыму.
Так, он принял Ислам. Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Хвала Аллаху, спасшему его от огня, – и встал с места».
Польза, извлекаемая из этого хадиса:
1. Допускается навещать больного иноверца.
2. Допускается навещать детей.
3. При посещении больного иноверца допускается пояснять ему Ислам.
4. Следует вознести восхваление (хамд) Аллаху, когда становится известно о принятии кем-либо Ислама.
2544. Передается от Аиши радияллаху анха:
«Я слышала, как Пророк саллаллаху алайхи васаллам, прислонившись ко мне, сказал:
– О Аллах мой! Прости меня, милосердствуй ко мне и дай мне достичь рафика».
Передал Бухари.
Пояснение: Пророк саллаллаху алайхи васаллам возносил эту молитву в период предсмертной болезни. Следовательно, больной человек должен регулярно просить Аллаха о прощении грехов, о Его милосердии.
Под словом рафик в прошении Пророка саллаллаху алайхи васаллам «…дай мне достичь рафика» подразумевается высший сбор ангелов – рафикул аъла. Однако из этого не нужно делать вывод, что Пророкжелал себе смерти во время болезни. Желать себе смерти недозволено. Пророк саллаллаху алайхи васаллам ни в коем случае несовершал недозволенного. Смысл слов здесь передает такое желание:«когда настанет час, дай мне достичь статуса рафикул аъла.»
.