(РАЗДЕЛ ВТОРОЙ)
Навещать больного является сунной
[Часть 2]
2545. Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
Поистине, Аллах азза ва джалла скажет в Судный день: – О дитя Адама, Я заболел, но ты не навестил Меня!
– О мой Господь, как же я навещу Тебя? Ведь Ты – Господь миров? – скажет [раб].
– Разве ты не знал, что Мой такой-то раб заболел, но ты не навестил его. Разве ты не знал, что если бы ты навестил его, ты нашел бы Меня у него. О дитя Адама, Я попросил у тебя пищи, но ты не дал Мне пищи! – скажет [Господь].
– О мой Господь, как же я мог Тебе дать пищи? Ведь Ты Господь миров? – скажет [раб].
– Разве ты не знал, что Мой такой-то раб попросил у тебя пищи, но ты не дал ему пищи. Разве ты не знал, что если бы ты дал ему пищу, непременно ты нашел бы то самое у Меня. О дитя Адама, Я попросил тебя напоить Меня, но ты не напоил Меня! – скажет [Господь]».
– О мой Господь, как же я мог напоить Тебя? Ведь Ты – Господь миров? – скажет [раб].
– Такой-то мой раб попросил тебя напоить его, но ты не напоил его. Если бы ты напоил его, непременно нашел бы то самое у Меня, – скажет Аллах».
Передал Муслим.
Пояснение: В этом кудси хадисе (хадис кудси) подача еды и питья нуждающимся людям приравнивается к предоставлению еды и питья Всевышнему Аллаху. Каждый мусульманин, имеющий возможность совершать это великое дело, обязательно должен совершать его. В словах Аллаха фраза «ты нашел бы то самое у Меня» подразумевает «ты нашел бы при Мне благое воздаяние за это дело».
Часть этого предания, которая может послужить указанием, имеющим отношение к рассматриваемой нами теме, – это следующее:
«О дитя Адама, Я заболел, но ты не навестил Меня!
– О мой Господь, как же я навещу Тебя? Ведь Ты – Господь миров? – скажет [раб].
– Разве ты не знал, что Мой такой-то раб заболел, но ты не навестил его. Разве ты не знал, что если бы ты навестил его, ты нашел бы Меня у него. О дитя Адама, Я попросил у тебя пищи, но ты не дал Мне пищи! – скажет [Господь».
Оказывается, если человек навестит больного, он совершит очень великое дело. Однако если человек не навестит больного человека, зная, что тот болен, то это – большой проступок.
Поэтому, если кто-нибудь из наших знакомых заболеет, то мы должны постараться незамедлительно навестить его.
2546. Передается от Савбана – освобожденного раба Пророка саллаллаху алайхи васаллам:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Кто навестит больного, [тот] не перестанет находиться в хурфе рая, пока не вернется.
Было сказано:
– О Посланник Аллаха! А что такое «хурфа рая»?
– Его плод, – сказал он».
Передали Муслим и Тирмизи.
Пояснение: Разве есть для человека, навестившего больного, бóльшая награда, чем эта? Вот таким важным делом Ислам сделал посещение больного. Ибо это очень много значит для больного, для налаживания личных отношений и укрепления общества. Мусульмане всегда прилагали усилия для достижения этого высшего положения.
2547. Передается от Ибн Аббаса радияллаху анхума:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Кто из рабов-мусульман навестит больного, час [смерти] которого не настал, и семь раз скажет: «Ас’алуллохал Азийма Роббал ъаршил азийми ан йашфияка» (ПрошуВеликого Аллаха, Господа великого Трона, чтобы исцелелил тебя), [тот] обязательно исцелится».
Передали Тирмизи и двое его коллег.
Пояснение: В этом хадисе мусульманину, навещающему больного, преподается урок относительно содержания и метода вознесения мольбы с просьбой исцеления больного. Если выучим эту молитву и во время посещения больного произнесем ее семь раз, иншааллах, Всевышний Аллах исцелит наших больных.
2548. Передается от Абу Саъида радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Когда зайдете к больному, подбодрите его по поводу его смертного часа. Поистине, это ничего не обратит, но станет приятно у него на душе».
Передал Тирмизи. Часть этой передачи хадиса была рассмотрена в главе «Джаназа» в предыдущих томах серии «Хадисы и жизнь». Аллах наилучший знающий.
Пояснение: Несомненно, удрученный недугом больной человек очень нуждается в приятном слове. Ведь основной целью посещения больного является именно поднятие его настроения, ободрение его. Оказывается, при поднятии настроения больного человека допускается немного преувеличивать. Многие хорошо усвоили это. Но если это делать в соответствии с хадисом Пророка саллаллаху алайхи васаллам, с намерением «я соблюдаю сунну», то за это навещающий получит благое воздаяние – саваб.
Есть и много других хадисов о посещении больного и ободряющем обращении с ним. Поступать так – религиозный долг каждого мусульманина. Если мы, соблюдая указания нашей религии, будем своевременно посещать больных, это будет всесторонне благим делом.
Другие нации нуждаются в этом. Как оказалось, есть такие страны, где посещение больных оставляет желать лучшего. А в некоторых странах даже встречаются объявления, вроде «предлагаем оплату в такой-то сумме за посещение в такой-то больнице одного определенного больного, с которым нужно пообщаться столько-то времени».
Из этого мы можем узнать, насколько наша религия является религией милосердия и сострадания.
.