Всевышний Аллах сказал в аятах Священного Куръана:
«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне» (сура Бакара, аят 152).
Смысл перевода: «О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно!» (сура Ахзаб, аят 41)
В тафсире этого аята имам Куртуби рахимухуллах приводит хадис:
وروى أبو سعيد عن النبيّ صلى الله عليه وسلّم: «أكثروا ذكر الله حتى يقولوا مجنون
Перевод: «Абу Саид Худри радияллаху анху рассказывает, что Пророк соллаллоху алайхи васаллам сказал: "Делайте зикр так долго, пока люди не начнут называть вас маджнун (сумашедший)."» (Тафсир Куртуби, том № 14, стр. 197) (Ахмад, Ибн Хиббан).
Имам Ибн Касир рахимухуллах также передал его в «Тафсир Куран Ал-Азим» и в дополнение привёл другой хадис:
ابن عباس رضي الله عنهما قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلّم: اذكروا الله ذكراً كثيراً حتى يقول المنافقون إِنكم تراؤون
Перевод: «Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: "Поминайте Аллаха многократно – так, чтобы мунафики сказали, что вы хвастаетесь этим." (Тафсир Ибн Касир, том № 6, стр. 384)
Существует множество способов поминания Всевышнего – начиная от произношения определённых словосочетаний и заканчивая совершением дуа.
Упоминающийся в данных аятах зикр, то есть поминание Всевышнего Аллаха, совершается так же, как и благодарность – сердцем, языком и телом.
Зикр сердцем бывает трех видов: Размышление о доказательствах существовании Единого Аллаха. Размышление о повелениях и запретах Всемогущего Создателя, а также о том, какая ответственность лежит на человеке за них. Размышление о смысле и предназначений Творений Аллаха.
Зикр языком – это поминание Аллаха, чтение аятов Священного Куръана, мольбы, обращенные к Творцу, и благие слова, исходящие из наших уст.
Зикр телом – это использование наших органов лишь во благо и предостережение их от запретного. И если зикр является поминанием Аллаха ниспославшего нам бескрайние блага, то шукр (благодарность), является нашей благодарностью за них.
Поминание Аллаха помогает устоять перед мирскими соблазнами и придает стойкость, когда душа, уставшая от беспрерывной борьбы, уже готова вкусить запретный плод. Поглощенный мирскими заботами, человек легко поддается искушению и забывает назидания. Суфйан ибн ‘Уйайна говорил: «Когда люди собираются, чтобы помянуть Всевышнего, шайтан и ближний мир отдаляются от них, и шайтан говорит ближнему миру: “Разве ты не видишь, чем они занимаются?” А ближний мир отвечает: “Оставь их! Когда они разойдутся, я приволоку их к тебе”». Вот почему Куръан учит нас часто поминать Аллаха, занимаясь мирскими делами после пятничной молитвы и после каждой обязательной молитвы.