Знай, что хадисов на эту тему известно много. Ознакомление с этими хадисами в целом показывает, что после “такбират аль-ихрам” желательно произносить такие слова: «Аллах велик, намного (более велик, чем всё остальное), многая хвала Аллаху, слава Аллаху ранним утром и вечером! Будучи ханифом и мусульманином, я обратил лицо своё Тому, Кто создал небеса и землю, и не отношусь я к многобожникам. Поистине, моя молитва, моё поклонение, жизнь моя и смерть принадлежат Аллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварища. Это велено мне, и я отношусь к числу предавшихся (Ему). О Аллах, Ты – Царь, нет бога, кроме Тебя, Господь мой, а я – раб Твой. Я обидел самого себя и признал свой грех, так прости же мне все мои грехи , ибо, поистине, никто не (может) простить (все) грехи, кроме Тебя! Приведи меня к наилучшим нравственным качествам, ибо никто, кроме Тебя, не (сможет) привести меня к ним, и избавь меня от дурных нравственных качеств, ибо никто, кроме Тебя, не (сможет) избавить меня от них! Вот перед Тобой и я счастлив служит Тебе; всё благо находится в Твоих руках, а зло от Тебя не исходит. Я существую благодаря Тебе и к Тебе вернусь, Ты − Всеблагой и Всевышний, и я прошу Тебя о прощении и приношу Тебе своё покаяние /Аллаху акбар кябиран, ва-ль-хамду ли-Лляхи кясиран, ва субхана-Ллахи букратан ва асилян! Ваджжахту ваджхи ли-ллязи фатара-с-самаввати ва-ль-арди ханифан муслиман, ва ма ана мин аль-мушрикин. Инна саляти, ва нусуки, ва махйайа, ва мамати ли-Лляхи, Рабби-ль-‘алямина, ля шарикя ля-ху, ва би-заликя умирту, ва ана мин аль-муслимин. Аллахумма, Анта-ль-Малику, ля иля-ха илля Анта, Рабби, ва ана ‘абду-кя. Залямту нафси, ва-‘тарафту би-занби, фа-гфир ли зунуби джами‘ан, фа-инна-ху ля йагфиру-з-зунуба илля Анта! Ва-хди-ни ли-ахсани-ль-ахляки, ля йахди ли-ахсани-ха илля Анта, ва-сриф ‘ан-ни саййи’а-ха, ля йасрифу саййи’а-ха илля Анта! Ляббай-кя, ва са‘дай-кя, ва-ль-хайру куллю-ху фи йадай-кя, ва-ш-шарру ляйса иляй-кя. Ана би-кя ва иляй-кя, табаракта ва та‘аляйта, астагфиру-кя ва атубу иляйкя/».
Кроме того, желательно говорить: «О Аллах, удали (меня) от прегрешений моих, как удалил Ты восток от запада, о Аллах, очисть меня от прегрешений моих подобно тому, как очищают белую одежду от грязи, о Аллах, смой с меня мои прегрешения снегом, водой и градом! /Аллахумма, ба‘ид байни ва байна хатайа-йа кя-ма ба‘адта байна-льмашрики ва-ль-магриби, Аллахумма, наккы-ни мин хатайа-йа кя-ма йунакка-с-сауба-ль-абйада мин ад-данаси, Аллахумма,-гсиль-ни мин хатайа-йа би-с-сальджи, ва-ль-ма’и, ва-ль-барад!/»
Как сообщается в достоверных хадисах, посланник Аллаха, соллаллоху алайхи васаллам, произносил все эти слова поминания. Кроме того, к данной главе относятся и другие хадисы, которые приводятся ниже. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, приступая к молитве, пророк, соллаллоху алайхи васаллам, обычно говорил: «Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, благословенно имя Твоё, превыше всего величие Твоё и нет бога, кроме Тебя /Субхана-кя, Аллахумма, ва би-хамди-кя, ва табарака исму-кя, ва та‘аля джадду-кя, ва ля иляха гайру-кя/».
Этот хадис со слабыми иснадами приводят ат-Тирмизи, Абу Дауд и Ибн Маджа. Слабым его считали Абу Дауд, ат-Тирмизи, аль-Байхаки и другие мухаддисы. Кроме того, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Наса’и, Ибн Маджа и аль-Байхаки приводят ту версию этого хадиса, которая передаётся со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, и также классифицируется ими как слабая. Аль-Байхаки сказал: «Хадисы, в которых приводятся слова “Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе...” передаются со слов Ибн Мас‘уда и Анаса, да будет доволен Аллах ими обоими. Все они относятся к категории “марфу‘” и являются слабыми. Наиболее правильной следует считать версию, которая передаётся со слов ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах. В этой версии сообщается, что
сначала пророк, соллаллоху алайхи васаллам, произносил слова “Аллах велик”, а потом говорил: “Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, благословенно имя Твоё, превыше всего величие Твоё и нет бога, кроме Тебя”», Аллах же знает об этом лучше. Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Приступая к молитве, пророк, соллаллоху алайхи васаллам, говорил: “Нет бога, кроме Тебя, слава Тебе! Я сам обидел себя и творил дурное, прости же меня, ибо, поистине, никто не может простить грехи, кроме Тебя! обратил лицо своё... /Ля иляха илля Анта, субхана-кя! Залямту нафси ва ‘амильту су’ан, фа-гфир ли, инна-ху ля йагфиру-з-зунуба илля Анта! Ваджжахту ваджхи.../”», и так далее. Данный хадис определяется как слабый, поскольку одним из его передатчиков является аль-Харис аль-А‘вар, который, по мнению всех мухаддисов, был слабым передатчиком. Аш-Ша‘би говорил: «Аль-Харис является лжецом», а Аллах знает об этом лучше.
Если говорить о словах пророка, соллаллоху алайхи васаллам, “а зло от Тебя не исходит”, то знай, что стремящиеся к истине мухаддисы, факихи и богословы из числа сподвижников и последователей, равно как и пришедшие им на смену мусульманские улемы, считали, что всё сущее, хорошее и дурное, полезное и вредное, существует по воле и предопределению Аллах Всевышнего, слава Ему. Однако, если это является бесспорным, данный хадис обязательно нужно истолковать, и улемы давали ему несколько толкований. Наиболее известным из них является толкование ан-Надра бин Шумайля, с которым соглашались имамы более позднего времени. Он считает, что слова “а зло от Тебя не исходит /ва-ш-шарру ляйса иляй-кя/” означают “а зло не может быть средством приближения к Тебе /ва-ш-шарру ля йутакаррабу би-хи иляй-кя/”. Согласно второму толкованию, эти слова означают “зло не восходит к Тебе”, поскольку к Аллаху восходят лишь благие слова. 1 Со-гласно третьему толкованию, эти слова означают “говорить о том, что зло исходит от Те-бя, не следует в силу существования известных этических норм”. Так, например, никто не говорит: «О, Создатель зла...», несмотря на то, что Творцом его является Аллах, как никто не говорит: «О, Создатель свиней...», хотя и их создал Аллах. Согласно четвёртому толкованию, эти слова означают “если принимать во внимание Твой мудрый замысел, то зла не существует, ибо Ты ничего не создаёшь понапрасну”, а Аллах знает об этом лучше.
Вот что сообщалось о произносимых после “такбират аль-ихрам” словах обращения к Аллаху с мольбами, которые желательно объединять друг с другом. Все эти слова произносятся теми, кто совершает индивидуальную молитву, а также имамом, если ему позволят делать это люди, собравшиеся на молитву под его руководством. Если же они не по-зволят ему произносить всё, он должен не заставлять их ждать, а ограничиться произнесением хотя бы части таких слов. Хорошо будет, если он скажет: «Будучи ханифом и мусульманином, я обратил лицо своё к Тому, Кто создал небеса и землю, и не отношусь я к многобожникам. Поистине, моя молитва, моё поклонение, жизнь моя и смерть принадлежат Аллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварища. Это велено мне, и я отношусь числу предавшихся (Ему)». Так же следует поступить и человеку, предпочитающему совершить краткую индивидуальную молитву.
Знай, что приведенные нами слова поминания Аллаха желательно произносить как во время обязательных, так и во время добровольных молитв. Если молящийся намеренно или по невнимательности не сделает этого во время первого раката, впоследствии делать
это уже не следует, поскольку время будет упущено. Если молящийся всё же произнесёт эти слова, он совершит неодобряемое /макрух/ , но его молитва недействительной не станет. Если он приступит к чтению Корана или начнёт просить Аллаха о защите и не произнесёт “ду‘а аль-истифтах” сразу же после “такбират аль-ихрам”, время будет упущено, и произносить эти слова не следует, но если он всё же сделает это, его молитва не станет недействительной. Если он отстанет от имама, ему следует присоединиться к нему во время совершения одного из ракатов при том условии, что слова, которые он будет произносить, не отвлекут его от чтения “Аль-Фатихи”, поскольку чтение этой суры обязательно, а произнесение “ду‘а аль-истифтах” только желательно в соответствии с сунной. Если молящийся присоединится к имаму не в то время, когда тот будет стоять /кийам/, а во время совершения поясного /руку‘/ или земного /суджуд/ поклона или во время ташаххуда , ему следует начать молиться и произносить те же слова поминания, которые произносит имам. В подобных случаях “ду‘а аль-истифтах” не следует произносить ни сразу же, ни впоследствии. Наши товарищи расходились во мнениях относительно желательности произнесения “ду‘а аль-истифтах” во время заупокойной молитвы. Правильнее всего считать, что делать это нежелательно, поскольку основой такой молитвы является краткость. Знай так же, что “ду‘а аль-истифтах” не является обязанностью, а произносится в соответствии с сунной. Это значит, что, если молящийся не произнесёт “ду‘а аль-истифтах”, ему не надо будет совершать земной поклон в качестве искупления за проявление невнимательности . То, что совершается в соответствии с сунной, следует делать тайно, совершение же этого открыто не одобряется, но не делает молитву недействительной.
Из книги Ал-Азкар. Поминание Аллаха
Имам Навави.