108. Сура «Кавсар». Ниспослана в Мекке. Состоит из З аятов
Название этой священной суры взято от слова кавсар из первого аята. Лексически оно означает «обильное добро», «изобильное добро». Арабы употребляют это слово в отношении всего, что велико по количеству и ценности, по достоинству и значимости. В этой суре под словом «кавсар» подразумевается все множество хорошего, что даровал Аллах, Пречист Он и Всевышний, Пророку алайхиссалам в обоих мирах. Как отмечает один из знаменитых муфассиров Абу Хайян, для объяснения значения слова «кавсар» было упомянуто двадцать шесть наименований благ.
В хадисе, переданном имамом Тирмизи, говорится: «Кавсар – это река в раю, с берегами из золота, жемчужным и рубиновым руслом, ароматным песком из мускуса, вода в ней слаще меда и белее снега. Кто выпьет из нее хоть раз, больше не почувствует жажды никогда».
Имам Муслим и имам Тирмизи передают хадис от Анаса ибн Малика радияллаху анху, где сказано следующее:
«Однажды Посланник Аллаха сидел среди нас и, немного помолчав, затем улыбнулся и поднял голову. Мы спросили:
– Что заставило Вас улыбнуться, о Посланник Аллаха?
Он ответил:
– Мне только что была ниспослана сура, – и прочитал суру: «Бисмиллахир рахманир рахим. Иннаа аътойнакал Кавсар». – Затем спросил нас:
– Знаете ли вы, что такое Кавсар?
Мы ответили:
– Аллах и Его Посланник лучше знающие.
Тогда он сказал:
– Это река, обещанная мне моим Господом. В ней много добра и благ. Это водоем, из которого в Судный день придут и будут пить при мне люди моей уммы. Число его чаш равно числу звезд. Но среди них вырывают одного человека. Я (заступаюсь за него и) говорю: «Он из моей уммы!». И тогда мне отвечают, что я не знаю о том, что он совершал после меня».
Ибн Аббас радияллаху анху говорил: «Кавсар – обильное добро». По этому поводу Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал, что обильным добром считаются дарованные в этом мире: пророчество, Куръан, знания, большая численность уммы, победоносность над врагами, множество фатхов, а также предстоящие на том свете: шафаат (заступничество), райский водоем (куда стекает река Кавсар), макаму махмуд (статус восхваленности и возвеличенности) и подобное этому все остальное добро – все это Кавсар.
Эта сура относится к самому Пророку Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам. Всевышний Аллах в этой суре дает ему благие обещания. Кроме того, Он обещает ему устранить всех его врагов и недругов, стереть их имена, а также призывает возблагодарить за дарованные блага.
Известно, что сыновья у Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам умерли в младенчестве. Кафиры, враги Пророка и его религии, использовали в своих инте-ресах даже это обстоятельство, пытаясь оговорить предводителя мусульман, принизить его достоинство и авторитет и тем самым показать в неприглядном виде Ислам. Это известная тактика неверных, которую они применяют с древних времен и по сей день. Они говорили, что Мухаммад «куцый» – лишен потомства, так как у него нет сына, который мог бы продолжить его дело, а потому у него и у его дела нет будущего. Они полагали, что после его смерти забудут и о нем, и о его религии.
Всевышний Аллах успокаивает Своего любимого Пророка и в качестве опровержения домыслов врагов указывает, что религия достойнее потомства.
ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!
1. Поистине, Мы даровали тебе Кавсар!
Выше мы уже говорили, что толкователи разъясняют арабское слово «кавсар» как «обильное добро». Это проявляется в пророчестве, Куръане, мудростях, многочисленности уммы мусульман, в праве шафаата и в многочисленных благах, дарованных Пророку саллаллаху алайхи васаллам.
2. Совершай же намаз Господу твоему и закалывай!
За такое благо, как Кавсар, любые благодарения Аллаху являются малочисленными. Поклоняться Ему одному, совершать намазы, закалывать только во имя Аллаха животное и кормить его мясом бедных и обездоленных является лишь одним из видов выражения благодарности Аллаху.
3. Поистине, ненавистник твой – он куцый.
Всевышний Аллах – исполняющий Свои обещания. Воистину, всем врагам, неверным обрублены хвосты, то есть они истреблены, – таков здесь смысл слова «куцый». Их имена были стерты и стираются, и так будет всегда. А если и будут вспоминаться имена врагов Ислама, то только с проклятьем.
А дело Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам не обрублено – оно продолжается и будет продолжено до Судного дня. Ибо во всех уголках земли более чем полтора миллиарда человек считают себя членами его уммы. Они, мусульмане, любят его больше, чем своих родных детей, родителей, родственников и даже самих себя.
Из книги "Тафсири Хилал"
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф