При жизни нашего Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам Куръан не был объединен и приведен в форму книги в надежде, что снова будет ниспослано откровение. После его кончины Куръан остался в сердцах людей и в многочисленных записях.
После Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам Абу Бакр радиаллаху анху был избран руководителем мусульман. В его период произошли ожесточенные сражения между вероотступниками и мусульманами. В этих битвах нашли свою мученическую смерть многие кари – всецело заучившие Куръан чтецы. Тогда почтенный Умар сказал Абу Бакру радиаллаху анхума*, что если так будут погибать кари, то Куръан может пострадать, и потому необходимо его собрать воедино и привести в форму книги.
Вначале почтенный Абу Бакр сомневался, потому что это дело не было осуществлено при жизни Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Немного спустя халиф* Абу Бакр радиаллаху анху тоже осознал необходимость сбора сур Куръана в единой книге и, позвав сподвижника по имени Зайд ибн Сабит радияллаху анху, поручил ему выполнение этого дела. Такое решение им было принято по той причине, что Зайд ибн Сабит очень много времени проводил вместе с Пророком саллаллаху алайхи васаллам, лучше всех знал Куръан наизусть и записывал его в присутствии Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, а в год кончины Пророка саллаллаху алайхи васаллам, когда он прочитал ангелу Джабраилу Куръан от начала до конца для сличения, находился рядом.
Невзирая на то что Зайд ибн Сабит, Умар ибн Хаттаб радиаллаху анхума и другие очень хорошо знали наизусть Священный Куръан, стремясь осуществить это великое дело прочным и надежным образом, они объявили в мечети: «У кого на руках имеется записанный Куръан и есть два свидетеля тому, что это было записано при Посланнике Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, пусть принесет нам. Поступил приказ халифа собрать воедино Куръан». Они оба сидели в мечети, проверяли свидетелей и с чрезвычайной тщательностью собрали Куръан. На это ушло чуть более одного года. Затем собранное показали большинству, все были согласны. Если бы хоть одна буква была не на своем месте, то тысячи знающих наизусть Куръан выступили бы против.
Но основной опорой все-таки оставалось заучивание наизусть. Наш Пророк саллаллаху алайхи васаллам запоминал Куръан от ангела, а от него сподвижники, от сподвижников последующее поколение и так далее, вплоть до сегодняшних дней.
Таким образом, Зайд ибн Сабит и Умар ибн Хаттаб радиаллаху анхума, приложив огромные усилия, закончили записывать Куръан на страницах из кожи сайгака и, обвязав его посередине, положили в доме Абу Бакра. После его смерти страницы хранились в доме почтенного Умара, а уже после него – у его дочери и супруги Пророка саллаллаху алайхи васаллам, матери правоверных Хафсы.
По прошествии времени, когда границы Исламского государства расширились, многие народы также приняли Ислам и количество мусульман увеличилось, стали возникать различные разногласия в чтении Куръана. Увидев это, почтенный Усман, бывший в тот период халифом, испросил у матери правоверных Хафсы страницы Куръана, хранившиеся со времен Абу Бакра, и приказал переписать с них шесть копий.
После того как копии были готовы, он отправил в главные города мусульманских стран по одному экземпляру вместе с одним кари и приказал, чтобы переписывали Куръан только с этих копий и обучались правилам чтения только у данного кари. Было издано постановление сжечь все остальные мусхафы (письменные экземпляры Куръана). Ни одна умма в мире ни одной книге не придавала такого значения, какое придала исламская умма Священному Куръану.
Начиная со времени ниспослания первых аятов, прежде всего их запоминал наш Пророк саллаллаху алайхи васаллам, затем он читал их мусульманам, а умеющим писать наказывал записывать. Куръан не хранился в руках определенной касты людей подобно другим священным книгам. Напротив, он был на виду и на слуху у всех людей, и все постоянно читали его.
И при намазе, и при других обстоятельствах читался Куръан. И решения выносили по Куръану. Куръан был их единственным руководством, всегда служащий путеводителем в их религиозной, социальной и общественной жизни. Такое никак нельзя изменить. Потому что Всевышний Аллах Сам взял на Себя обязанность сохранить Куръан безо всяких изменений. Об этом в Куръане говорится следующее:
«Поистине, Мы ниспослали напоминание, и поистине, Мы его непременно Оберегающие» (сура «Хиджр», аят 9).
*Радияллаху анхума – форма двойственного числа от радияллаху анху (то есть «да будет доволен Аллах ими обоими»).*Халиф – досл. «замещающий», «преемник»; то есть преемничество после Пророка саллаллаху алайхи васаллам в качестве главы мусульман.
Из предисловия к «Тафсир Хилал»