1446 год 7 Рабиус сани | 2024 год 10 октябрь, четверг
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

Тафсир Хилал. Сура «Áли Имран» (аяты 100-103)

05:35 / 05.01.2017 3957 Режим чтения + -
.

[аяты 100-104]

В следующих аятах следует обращение к мусульманам, призывающее их быть бдительными относительно уловок и коварств людей книги.

 

100. О вы, которые уверовали! Если повинуетесь части из тех, которым дана книга, обратят вас после вашего уверования в неверных.

Всевышний Аллах сделал исламское сообщество предводительствующей, передовой уммой, ведущей всех к благоденствию в обоих мирах. Всевышний Аллах послал эту умму, чтобы она призывала всех перейти от поклонения себе подобным к поклонению только Самому Аллаху, чтобы призывала от несправедливости ложных, искаженных религий и систем к справедливости Ислама, призывала от тесноты этого мира к простору последнего мира. Как же может умма, обладающая такими качествами, следовать людьми книги, за сбившимися с пути?! Если они последуют за людьми книги, то лишатся великого счастья и благоденствия, выйдут из иймана и вновь возвратятся к неверию.

 

101. Как же вы проявляете неверие, тогда как вам читаются аяты Аллаха и среди вас Его посланник?! И кто держится [крепко] за Аллаха, то действительно наставился на прямой путь.

Всевышний Аллах удостоил исламскую умму большого счастья и благоденствия: в те времена им читались аяты Аллаха, оглашались руководства, ведущие к счастью и благоденствию в обоих мирах. Среди них находился Посланник Аллаха Мухаммад алайхиссалам и пояснял все необходимые вопросы. И даже после того, как Мухаммад Мустафа алайхиссалату вассалам перенесся к Рафикул Аъла (то есть предстал перед Аллахом, скончался), благословенные аяты Аллаха все еще читаются. Иншааллах, они будут читаться вплоть до Судного дня. Еще одно счастье заключается в том, что пречистая сунна Пророка алайхиссалам сохранилась, и эта сунна будет выполнять его задачи до самого Судного дня. Проявлять неверие, имея такое огромное благоденствие, считается чрезвычайно великим грехом, непростительным проступком.

«И кто держится [крепко] за Аллаха, то действительно наставился на прямой путь».

Тот, кто крепко держится за Аллаха, никогда не будет в убытке. Потому что Аллах всегда жив, вездесущий и у Него нет недостатков. Крепко держаться за Аллаха можно, лишь крепко держась за Его религию. Только в этом случае человек избирает правильный путь. Ничто другое не может указывать на прямой путь. В вопросе вероубеждения, в вопросе выбора духовного пути абсолютно неправильным будет поворот в другую от исламских основ (масдаров) сторону.

Посланник Аллаха Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам также был непоколебим в этом вопросе.

Имам Ахмад рахматуллахи алайхи передает от Абдуллаха ибн Сабита:

«Умар радияллаху анху пришел к Посланнику Аллаха и сказал:

— О Посланник Аллаха, один мой приятель, иудей из племени Бани Курайза, записал мне чудесные вещи из Таурата. Показать их вам?

Тогда Посланник Аллаха изменился в лице. Абдуллах ибн Сабит сказал Умару:

— Ты видишь лицо Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам?

Умар сказал:

— Я принял Аллаха Господом, Ислам — религией, Мухаммада — Посланником.

Тогда Пророк алайхиссалам пришел в себя и сказал:

— Клянусь Аллахом, если бы Муса алайхиссалам был среди вас, а вы, оставив меня, последовали за ним, то впали бы в заблуждение, сбились бы с пути. Вы — мой удел среди умм. Я — ваш удел среди пророков».

В хадисе, переданном Хафизом Абу Йаъла от Джабира радияллаху анху, Посланник Аллаха алайхиссалату вассалам сказал:

«Ничего не спрашивайте у людей книги. Они — впавшие в заблуждение люди и ни за что не смогут наставить вас на правильный путь. Если вы им поверите, то будете либо подтверждать недействительное, либо объявить действительное недействительным. Клянусь Аллахом, если бы Муса и Ийса были живы, для них не было бы дозволенным ничего, кроме как последовать за мной».

После повеления не принимать от людей книги ничего, в следующих аятах Всевышний Аллах обращается к исламской умме и призывает к двум главным правилам, которых она должны придерживаться в жизни — ийману и братству.

 

102. О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха истинной [надлежащей] боязнью к Нему и не умирайте [иначе], кроме как будучи мусульманами.

Известный сподвижник Абдуллах ибн Масъуд радияллаху анху истинную богобоязненность описал так:

«Повиноваться Аллаху и не ослушаться Его, поминать Его и не забывать Его, постоянно проявлять благодарность Ему и не проявлять неверия (в смысле неблагодарности)».

Следовательно, кто желает повиноваться повелению Всевышнего Аллаха: «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха истинной [надлежащей] боязнью к Нему», тот должен обрести и сконцентрировать в себе все те значения, которые упоминаются в вышеприведенном предании.

«И не умирайте [иначе], кроме как будучи мусульманами».

То есть крепко держитесь Ислама до самой своей смерти.

Значит, одна из двух основ — это прожить в этом мире с ийманом, будучи богобоязненным, полностью соблюдая Ислам. И можно не надеяться на благо от любого иного общества, построенного на другом фундаменте, отличающемся от этой основы.

Вторая основа излагается в следующем аяте:

 

103. И держитесь [крепко] за вервь Аллаха [все] вместе и не разделяйтесь. И помните о благе Аллаха вам: когда вы были врагами, то Он сдружил ваши сердца, и вы стали благодаря Его благу братьями. И вы были на краю пропасти огня, и [Он] спас вас от него. Вот так разъясняет вам Аллах Свои аяты, быть может, наставитесь.

Под словосочетанием «вервь Аллаха» в священном аяте понимается Священный Куръан. Подобно тому, как при опасности сорваться в пропасть человек спасется, если будет крепко держаться за веревку, также и единственной мерой не провалиться на самое дно ада является держаться крепко за Священный Куръан. Только так человек обретет спасение. Для спасения исламской уммы все должны дружно стать единым целым и крепко держаться за слово Аллаха — за Священный Куръан.

«И держитесь [крепко] за вервь Аллаха [все] вместе ».

Эти слова данного аята являются девизом объединения исламского мира. Очень много хадисов передано о том, что Священный Куръан является вервью Аллаха.

В хадисе, переданном имамом Табарани от Абу Саъида ал-Худри радияллаху анху, Пророк алайхиссалам сказал: «Книга Аллаха — это вервь Аллаха, протянутая с неба до земли».

«…и не разделяйтесь».

Вначале следует призыв к объединению, а вслед приходит повеление не разделяться. Из этого также можно усвоить, насколько это важно.

Имам Муслим передал хадис, где Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Поистине, Аллах будет доволен тремя вещами в вас и ненавидит три вещи. Он доволен, когда вы поклоняетесь только Ему и не придаете сотоварищей; когда вы все крепко держитесь за вервь Аллаха и не разделяетесь; и когда вы увещеваете человека, который руководит вами. Он ненавидит праздные речи, чрезмерные обращения с вопросами и расточительство имущества».

Улемы-муфассиры говорят: «Если мусульмане будут сплочены, то гарантировано, что они не совершат ошибок».

К великому сожалению, из-за того, что мусульмане не следуют этому аяту, не держатся все вместе крепко за Куръан, являющийся вервью Аллаха, часто разделяются и впадают в разногласия, на их головы обрушиваются нескончаемые беды и несчастья. Если уж за несоблюдение одного аята Аллаха столько невзгод ниспадает на голову, то можно себе представить, что будет если не соблюдать множество его аятов.

«И помните о благе Аллаха вам, когда вы были врагами, то Он сдружил ваши сердца, и вы стали благодаря Его благу братьями. И вы были на краю пропасти огня, и [Он] спас вас от него».

Ученые-муфассиры приводят нижеследующее предание о причине ниспослания этого священного аята:

«Иудей по имени Шас ибн Кайс проходил мимо места, где арабы из племен Авс и Хазрадж сидели, собравшись вместе и разговаривая. То, что эти люди, сильно враждовавшие друг с другом во времена джахилийи, теперь вот так дружески сидели, вызвало в нем раздражение. Он подумал: «Если они объединятся, то мы не сможем жить рядом с ними» и позвал одного мальчика иудея и приказал ему: «Иди и сядь среди арабов, напомни им о дне Буас, и прочитай стихи о нем» (в день Буас между племенами Авс и Хазрадж произошло ожесточенное сражение, в котором племя Авс одержало победу). Мальчик иудей сделал так, как сказал Шас. Сидящие стали спорить, ссориться и ругаться. Выкрикивали: «К оружию!!! К оружию!!!» Когда известие об этом дошло до Пророка алайхиссалату вассалам, он с группой мухаджиров и ансаров пошел к ним. Он сказал им: «Неужели будете предаваться притязаниям джахилийи даже когда я среди вас, когда Аллах облагодетельствовал вас Исламом, положил конец пережиткам джахилийи и установил между вами дружбу?» Люди осознали, что они поддались словам врага и пошли по пути шайтана. Они бросили оружие, заплакали и стали обниматься. И вернулись вместе с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в состояние покорности. И тогда был ниспослан этот аят.

Следовательно, хотя призыв в аяте и обращен на самом деле ко всей исламской умме, но во время ниспослания он был адресован мединским племенам Авс и Хазрадж. В городе племенам Авс и Хазрадж не было равных во взаимной вражде. К тому же проживавшие рядом с ними иудеи постоянно подстрекали смуту и раздували огонь войны. После того как Всевышний Аллах взял под свою опеку и наставил эти два племени на правильный путь, озарив их сердца светом Ислама, они сдружились.

«И помните о благе Аллаха вам, когда вы были врагами, то Он сдружил ваши сердца».

Ислам является великим благом, дарованным Аллахом, благодаря которму враги стали друзьями. Только Ислам может сдружить враждующие сердца, полные ненависти друг к другу. Только крепко держась за вервь Аллаха, коей и является Ислам, все смогут стать братьями.

«И вы стали посредством Его блага братьями».

Если бы Аллах не даровал благо Ислама, стать такими искренними братьями было бы затруднительным. Только благодаря Исламу, когда люди становятся братьями ради Аллаха, устанавливается настоящее братство. В других случаях оно будет построено либо на основе имущества и богатства, либо на основе расового и национального единства, или же в силу чинов и должностей, или по племенной принадлежности и так далее.

«И вы были на краю пропасти огня, и [Он] спас вас от него».

До Ислама вы пребывали в войнах и распрях, жили по законам джахилийи, и вообще, во всех сферах жизни вы были на неверном пути, то есть на краю огненной пропасти. Если бы вы продолжали так идти, несомненно встретили бы погибель. Всевышний Аллах направил вас к Своему великому благу — Исламу и уберег от падения в эту огненную пропасть.

 

.
Автор
islom.uz
Источник
islom.uz
Статьи по теме
.В то время, когда Аллах озарил всю землю светом Ислама, во всём мире было в самом разгаре рабство и рабовладение, люди увлечённо занимались куплей продажей, читать полностью

5186 04:20 / 03.01.2017
Вечером, когда муж вернулся домой, дверь ему открыла жена. Войдя в дом, муж сказал mdash Хочу побыть наедине, mdash и, оставив детей и жену, он прошел в свою комнату и запер читать полностью

3182 07:02 / 02.11.2017
.сура «Аъраф», аят 96   96. И если бы обитатели селений уверовали и были богобоязненны, Мы непременно открыли бы им благодать с неба и земли. Но они сочли ложью, и Мы читать полностью

3308 05:05 / 05.01.2017
.   Обращение лицом в сторону киблы 2   368   r . .   Передается от Баро радияллаху анху  «Вместе с Пророком саллаллаху алайхи васаллам мы совершали читать полностью

5897 09:49 / 20.12.2018
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью