[аяты 104-109]
В следующем аяте излагается задача исламского сообщества, основанного на иймане и братстве на пути Аллаха:
104. И пусть будет из вас умма, что призывает к добру, и повелевает к одобряемому, и отвращает от порицаемого. И они самые и есть преуспевшие.
То есть пусть община, которая действительно уверовала в Аллаха и объединилась истинным братством на Его пути, превратится в умму, которая призывает к благому, повелевает к одобряемому и отвращает от порицаемого, то есть совершает амру бил маъруфи ва нахйи анил мункар. Если не будет общины, призывающей к благому, в мире не останется добра. Если не будет уммы, которая повелевает к одобряемому, то есть к достоинству, правде, добру и справедливости, отвращая от порицаемого, то есть от подлости, лживости, несправедливости и зла, ни один народ, ни одна община не смогут обрести спасение.
Только в обществе, в котором налажены такие дела, как амру бил маъруфи ва нахйи анил мункар — повеление к одобряемому и отвращение от порицаемого, станет легче обрести достоинство, чем опустится до низости. Истина станет выше лжи. Справедливость будет преобладать над несправедливостью (зулмом). Всевышний Аллах сделал фардом повелевать к одобряемому и отвращать от порицаемого для исламской уммы — для сообщества тех, кто удостоился великого блага Аллаха — Ислама. Если эта умма будет выполнять этот фард (предписание) надлежащим образом наряду с другими фардами, то достигнет счастья и благоденствия. В противном же случае окажется в бедственном положении. Эту истину можно уяснить и из заключительной фразы данного аята.
«И они самые и есть преуспевшие».
То есть те уммы, сообщества, которые призывают к благому, повелевая к одобряемому и отвращая от порицаемого, окажутся преуспевшими и нашедшими спасение. Но не другие.
Эту истину в своих хадисах также пояснил Посланник Аллаха Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам.
Имам Муслим передает от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Пусть тот из вас, кто увидел мункар (порицаемое), изменит его рукой, а если не может, то языком. А если и на это не способен, то сердцем. Но это уже самый слабый ийман».
В хадисе, переданном имамом Муслимом от Абдуллаха ибн Масъуда радияллаху анху, Пророк алайхиссалам сказал:
«Каждый пророк, посланный уммам до меня, имел сподвижников и близких, которые выполняли его повеления и следовали за его делом. После них пришли те, кто говорил о несодеянном и совершал не повеленное. Кто станет усердствовать против них рукой, тот правоверный (мумин). Кто станет усердствовать против них языком (устами), тот правоверный. Кто станет усердствовать против них сердцем, тот правоверный. После этого не останется иймана даже размером с семя чернушки».
В хадисе, переданном имамом Тирмизи, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Клянусь Тем, в Чьих руках находится моя душа, поистине, вы будете повелевать к одобряемому и поистине будете отвращать от порицаемого. Иначе Аллах нашлет на вас от Себя наказание (кару) и после этого ваши молитвы не будут приняты».
В следующем аяте следует обращение к мусульманам, вновь призывающее их не разделяться, не впадать в разногласия, не быть похожими на людей книги, которые были до них.
105. И не будьте как те, которые разделились и впали в разногласие, после того как пришли к ним ясные знамения. И им — великое мучение
О мусульмане! Не разделяйтесь и не впадайте в разногласия подобно иудеям и христианам, которые разделились и впали в разногласия после того, как им явились ясные аяты. В Судный день им будет мучительное наказание за их разногласия.
106. В День, когда побелеют лица и почернеют лица! Тем же, лица которых почернели, [будет сказано:] «Неужели вы проявили неверие после вашего уверования? Вкусите же мучение за то, что проявили неверие!»
Этот священный аят изумительным образом описывает Судный день. Коротко и ясно. Без лишних красок и напрасных слов. В Судный день кто-то придет со светлым лицом, а кто-то придет с черным лицом. Пришедшие с черными лицами услышат возглас упрека. Им будет сказано:
«Неужели вы проявили неверие после вашего уверования? Вкусите же мучение за то, что проявили неверие!»
А это уже чревато мучением поверх мучений, сгущением черноты на их лицах.
107. Те же, лица которых побелели, то в милосердии Аллаха, они в нем вечно пребывающие!
Те же, кто пришел со светлыми лицами, несомненно, будут удостоены несметных благих воздаяний и наград за их благие деяния, совершенные в этом мире, и за свой ийман. Самое важное, они навечно останутся в милосердии Всевышнего Аллаха.
В следующем аяте следует воззвание к Пророку алайхиссалам и говорится, что ему читаются аяты Аллаха.
108. Это — аяты Аллаха; читаем их тебе с истиной. И Аллах не желает несправедливости мирам!
То есть эти аяты, без сомнения, являются аятами Аллаха. И ничем другим. Их, о Мухаммад, Мы читаем тебе с истиной и справедливостью. Аллах не желает несправедливости мирам. Он не наказывает никого, если тот безвинен. И не превышает мучения грешника. И не уменьшает саваб раба, который совершил благое дело.
109. И Аллаху [принадлежит все] то, что на небесах, и [все] то, что на земле; и к Аллаху возвращаются дела.
Раз уж все, что находится на небесах и на земле, принадлежит Аллаху, то Он будет распоряжаться всем этим так, как пожелает. К тому же все дела возвращаются к Самому Аллаху. Значит, единственным повелителем этого и последнего миров является только Сам Аллах.
.