[аяты 113-117]
Священный Куръан в каждом вопросе выносит решение по справедливости. Следующий аят вновь констатирует, что и среди людей книги, хотя и в малом количестве, но все же есть хорошие люди.
113. Не равны они. Среди людей книги — умма стойкая: читают аяты Аллаха по ночам, совершая саджду.
114. Веруют в Аллаха и Последний день, и повелевают к одобряемому, и отвращают от порицаемого. И опережают [друг друга] в благих деяниях; и они — из праведников.
115. И что бы ни делали из добра, никогда не будут отвергнуты. И Аллах — Знающий богобоязненных!
То есть если они совершают добро, оно никогда не пропадет.
В этих аятах описываются замечательные качества правоверных, уверовавших из числа людей книги. Они заняли достойное место в рядах обладающих ийманом и, действуя по требованию иймана, достигли великого счастья и благоденствия.
Следующий же аят, наоборот, описывает состояние неверных.
116. Поистине, те, которые проявили неверие, никогда не избавят их ни их богатство, ни их дети от [кары] Аллаха нисколько! И они — обитатели огня, они в нем пребывающие вечно!
117. Пример того, что расходуют в этой земной жизни, подобен вихрю, в котором холод: поразил посев людей, поступивших несправедливо к себе, и погубил его. И не был Аллах несправедлив к ним, но поступали несправедливо сами к себе.
Обычно неверные гордятся своими материальными возможностями в этом мире. Это одна из главных причин их неверия. Все свои дела в этом мире они выполняют, используя имущество или своих людей. Даже если их постигнут некоторые трудности, они выпутываются, используя деньги и связи. В первом из двух аятов подчеркивается, что когда придет наказание от Аллаха, то неверных не спасут ни их имущество, ни их дети.
«Поистине, те, которые проявили неверие, никогда не избавят их ни их богатство, ни их дети от [кары] Аллаха нисколько!»
Даже если они пожертвуют все свое имущество и своих детей, то все равно не смогут избежать наказания от Аллаха.
«И они — обитатели огня, они в нем пребывающие вечно!»
Они обязательно попадут в ад и останутся в нем навечно.
Во втором аяте замечательным образом раскрывается, что даже если неверные станут расходовать свое имущество на благое, все это будет напрасным.
«Пример того, что расходуют в этой земной жизни, подобен вихрю, в котором холод: поразил посев людей, поступивших несправедливо к себе, и погубил его».
Представьте широкую ниву, которая радует взор. Однако хозяин нивы совершил несправедливость, стал грешником. По этой причине пришел морозный ветер и поразил холодом посевы. Нива была погублена. Ничего не осталось.
Благие пожертвования неверных в этом мире подобны этому. Внешне это смотрится как благое дело. Они расходуют деньги и имущество на добро, но у них нет иймана. А это большой грех. Без иймана не будет принято никакое благое пожертвование, за это не воздастся саваб. Подобно тому, как морозный ветер погубил ниву, их неверие также делает бесполезными, губит их пожертвования.
«И не был Аллах несправедлив к ним, но поступали несправедливо сами к себе».
Аллах не поступил с ними несправедливо, погубив их нивы и сделав бесполезными их пожертвования. Они сами совершили грех, проявили неверие и учинили несправедливость в отношении самих себя. Они сами избрали это.
.