[аяты 121-126]
А теперь изучим аяты событиях, связанных с битвой при Ухуде.
Задача аятов заключается не столько в последовательном изложении событий, сколько в том, чтобы, обращаясь к сердцу и разуму, дать посредством них наставление, увещевание, направление, назидание и понимание.
121. И вот ушел ты утром от своей семьи, расставляя верующих по местам для сражения, и Аллах — Слышащий, Знающий.
Этот священный аят словесно оживляет ситуацию в преддверии начала битвы Ухуд. После совещания совета он алайхиссалам вошел в худжру (комнату) матери правоверных Аиши, надел кольчуги и повел людей на поле битвы. Пророк саллаллаху алайхи васаллам со свойственными полководцам предприимчивостью и серьезностью расставил мусульман по боевым позициям для предстоящего сражения. Знамя мусульман он вручил Мусъабу ибн Умайру радияллаху анху. Затем позвал лучников и назначил их командиром Абдуллаха ибн Джубайра. С особым вниманием указал им место, на котором те должны были стоять. Наказал не покидать свои позиции, что бы ни случилось. Отделил людей правого фланга и также приказал им встать со своим командиром на указанном месте. Затем уделил особое внимание левому флангу, каждому воину, каждому месту. Эти обстоятельства запечатлелись у всех в памяти, особенно хорошо это помнили участники битвы.
«И Аллах — Слышащий, Знающий».
Следовательно, что бы ни происходило в событиях при Ухуде, Он все слышал, все видел. Что говорили молодые во время совета, что делали лицемеры, словом, Аллах был всегда рядом, слышал каждое слово и знал о каждом деле.
122. Вот две группы из вас вздумали было смалодушничать, но Аллах — их Покровитель. И на Аллаха пусть полагаются верующие!
Этот священный аят был ниспослан о роде Бани Салама из племени Хазрадж и о роде Бани Хариса из племени Авс. Когда главарь мунафиков Абдуллах ибн Убай ибн Салул обиделся, сказал: «Он проигнорировал мои слова и делает то, что сказала молодежь» и забрал треть воинов и повернул назад на полпути к Ухуду, они чуть было не поддались его провокации. А это могло стать причиной еще большего ослабления рядов мусульман, привести к моральному и духовному отчаянию. Если бы это произошло еще до начала битвы, возникла бы опасная ситуация. Но Всевышний Аллах Сам защитил эти группы и взял их под Свое покровительство:
«Аллах — их Покровитель».
Поэтому род Бани Салама и род Бани Хариса не постигла неудача и благодаря покровительству Аллаха они не вышли из рядов мусульман, а направились к полю битвы. Будучи Слышащим и Знающим, Всевышний Аллах узнал и о слабинке, прошедшей сквозь их сердца. И своевременно направил их на прямой путь. И теперь в Священном Куръане сообщает о той ситуации:
«И на Аллаха пусть полагаются верующие!»
Пусть правоверные всегда полагаются только на Самого Аллаха — и когда колеблются, и когда ослабевают, и когда попадают в трудное положение. Тогда они обретут спасение. И это также является жизненным правилом для мусульман.
В битве при Ухуде мусульман постиг сильный удар. Однако в произошедшей до этого битве при Бадре они с легкостью одержали победу.
В чем же причина этого?
Для того чтобы сравнить между собой эти две ситуации, помочь в осознании причин победы и поражения, в следующих аятах вкратце напоминается также и о битве при Бадре.
123. И действительно помог вам Аллах при Бадре, хотя вы были униженные. Бойтесь же Аллаха, быть может, будете благодарны.
В битве при Бадре численность многобожников достигала тысячи человек. Они были одеты в железные доспехи, имели хорошее вооружение, восседали верхом на украшенных конях, состояли из богатых и знатных арабов.
А мусульман было всего лишь триста тринадцать человек, они имели двух коней и семьдесят верблюдов, остальные были пешими. Они также уступали и в вооружении.
Битва при Бадре состоялась во втором году хиджры, семнадцатого Рамадана, в пятницу. В этом сражении мусульмане, несмотря на свою малочисленность и нехватку оружия, в пору, когда со всех сторон находились прочие враждебно настроенные силы, с помощью Аллаха одержали победу. Аллах даровал им победу благодаря их ихласу, твердой вере, верности, богобоязненности, благодаря тому, что они ожидали помощи только от Него Самого.
Так будет всегда.
В битве при Ярмуке воины мусульмане попросили у своего халифа Умара ибн Хаттаба радияллаху анху прислать подмогу. Справедливый Умар написал им ответ: «Я получил ваше письмо с просьбой выслать вам подмогу. Я призываю вас просить о помощи у превосходящего всех Своим могуществом, дарующего победу и оберегающего воинов — у Аллаха. Мухаммад алайхиссалам тоже одержал победу в битве у Бадра, хотя его силы были меньше ваших». Получив такой ответ, воины вступили в сражение и одолели противника.
«Бойтесь же Аллаха, быть может, будете благодарны».
Может быть, ваша богобоязненность станет причиной тому, что в каждой ситуации вы осознаете: нет никого дарующего помощь и победу, кроме Аллаха; поймете, что вся мощь и власть находятся в Его руках и будете всегда Ему благодарны.
124. Вот говоришь верующим: «Разве не достаточно вам того, что поддержит вас ваш Господь тремя тысячами ангелов ниспосланных?»
На самом деле мусульмане выступили к Бадру ради перехвата торгового каравана многобожников. У них не было намерения воевать, они не были даже готовы к этому. Внезапно им навстречу вышел враг, обладающий большой силой. Вот тогда, по повелению Аллаха, Пророк алайхиссалам и сказал эти слова, чтобы успокоить их сердца и придать им смелость.
Следующий аят является продолжением слов Пророка алайхиссалам, которые он говорил сподвижникам в долине Бадр, и упоминает об условиях, необходимых для того, чтобы обещанная в предыдущем аяте подмога была дарована.
125. Да [достаточно]. Если проявите терпение и богобоязненность, и [если] они [враги] придут к вам стремительно сейчас, ваш Господь поддержит вас пятью тысячами ангелов отмеченных.
Следовательно, терпение и богобоязненность являются главными условиями поступления подмоги от Аллаха. Если у мусульман будут терпение, выносливость и богобоязненность, то даже если многобожники прямо сейчас, в этот момент нападут на них, Аллах окажет им поддержку и пошлет пять тысяч меченых ангелов. Как передается от почтенного Али ибн Абу Талиба каррамаллаху ваджхаху, в день Бадра меткой ангелов была белая шерстяная одежда и белизна на лбу их коней.
Как передается от Абдуллаха ибн Аббаса радияллаху анху, в день Бадра меткой ангелов была белая чалма, конец которой они спустили за спины.
126. И Аллах сделал это лишь благой вестью для вас, и чтобы этим успокоились ваши сердца. И нет помощи, кроме как только от Аллаха, Превосходящего [всех могуществом], Премудрого.
Аллах мощен на все. Если бы Он захотел, то и без ангелов оказал бы непосредственную поддержку Своим правоверным рабам в битве при Бадре. Сказал бы «Будь!», и все, это бы случилось. Если бы Он счел нужным, то лишь один ангел с Его дозволения мог бы сделать все, что угодно. Почему же тогда понадобились три тысячи, а потом пять тысяч ангелов?.
«И Аллах сделал это лишь благой вестью для вас, и чтобы этим успокоились ваши сердца».
То есть меченые ангелы были ниспосланы Им с неба в поддержку мусульман, чтобы это было благой вестью, чтобы увидев их, они возрадовались: пришла помощь от нашего Господа. Здесь говорится: Мы ниспослали чтобы устранить тревогу, поселившуюся в ваших сердцах от увиденного многочисленного врага и от его превосходства в подготовленности к сражению, и вложить вместо нее спокойствие. Хотя сподвижники и достигли высоких степеней во всех отношениях, все же они были из люди, они тоже нуждались в помощи в рамках своих представлений, чувств и ощущений. Стало быть, чтобы люди увидели и ощутили, чтобы до них лучше дошло, к ним было проявлено соответствующее их уровню отношение и только.
«И нет помощи, кроме как только от Аллаха, Превосходящего [всех могуществом], Премудрого».
Истинный источник помощи — только Сам Всевышний Аллах. Кроме Него нет другого помощника. А ангелы — всего лишь одно из Его войск. Он — Превосходящий, побеждающий всех, чью волю не сможет отвратить никто. Он — Премудрый, совершающий каждое дело с мудростью.
.