Наука нравственности ведет дискуссию о добре и зле, объясняет людям, как строить взаимоотношения... Нет сомнений, что мораль является основным фактором сохранения самобытности народов. Поэтому все ученые и философы были единогласны в том, что мораль крайне необходима как для индивида, так и для общества.
Одного аморального вруна, лицемера достаточно, чтобы подобные пороки распространились в обществе, причиняя вред его членам. Поэтому все мыслители, которые стремились улучшить человеческое общество, придавали значение морали. Один из них говорил, что мораль является основой каждого общества. Все пророки призывали людей к морали. Куръан придает огромное значение этому вопросу, ибо нравственность является одним из основных средств, ведущих к благам будущей жизни. Эту истину признают все, в том числе и не исповедующие Ислам. В качестве примера можно привести следующие слова доктора Густава ле Бона:
«Основы нравственности в Куръане стоят выше учений всех других религий».
Нравственность, к которой призывает Куръан, является истинно человеческими добродетелями. Все философы и мыслители призывали именно к этой нравственности. Если бы все стремились к ней, они были бы счастливы.
Пороки, которые порицает Куръан, являются мерзостью, которая возникает из-за несогласия и вражды. Человек в этом мире находится между добром и злом, и в силу внутренних или внешних причин склоняется к одному из них.
Одной из основных целей является разъяснение человеку пороков зла, предотвратить его и спасти тех, кто попал в трясину неверия. Праведный путь является причиной морального совершенства. Любое общество, где мораль развита, развивается в гармонии. Если не стимулировать в человеке тягу к добру, то она угасает, человек станет уязвимым ко злу. Поэтому Ислам придает особое внимание праведному пути. В книгах по религии праведный путь означается словами, которые происходят из корня «истикама». В Куръане много аятов в виде молитв, и каждая из них – духовная, моральная заповедь. Повторение их угодно Богу и полезно человеку.
Аллах много повторяет в Куръане это слово, восхваляя его. Например, возьмем аят из суры «Ахкаф»:
«Поистине, те, которые сказали: «Господь наш – Аллах», потом держались прямого пути, то нет страха над ними и они не печалятся» (аят 13).
Некто обратился к Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам:
«О Посланник Аллаха, помоги мне советом». Пророк ответил ему: «Скажи: «Верую в Аллаха», и потом следуй прямым путем».
Следование прямым путем - это смысловой перевод слова «истикама». Оно означает исправлять самого себя. Постоянное пребывание в грехах приведет к тягчайшим последствиям. А это большой удар по обществу. Поэтому Аллах обещает тем, кто исправлял себя, большие блага:
«…Кто же покаялся после своей несправедливости и творил праведные деяния, то поистине, Аллах примет его покаяние...» (Сура «Маида», аят 39).
Истикама – это не только исправление самого себя и очищение сердца, она открывает ворота надежды для тех, кто совершил тяжкие грехи, ведет их к новой, счастливой жизни. Это спасает человека от безнадежности. Безнадежность убивает человека, делая его черствым, жестоким. Об этом свидетельствуют все открытия современных психологических наук. Как говорят психологи, успешного человека или высокую мораль можно сформировать не путем раздумий или опытов, а усовершенствованием поведения, наставлениями.
Ибн Раджиб утверждает, что истикама – «это следование по правильному пути. Это прочная и прямая религия без отклонения вправо и влево. Истикама включает в себя всю внутреннюю и наружнюю покорность и отказ от всего запретного, что и стало завещанием Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам своей умме: «Скажи: я уверовал, и следуй прямым путем».