[аяты 145-148]
В следующем аяте поясняется, что смерть, которой боятся люди, происходит только с дозволения Аллаха:
145. И ни одна душа не умрет, кроме как с дозволения Аллаха — в предписанный срок. И кто желает вознаграждения этого мира, Мы дадим ему из него; а кто желает вознаграждения ахирата, Мы дадим ему из него, и Мы непременно воздадим благодарным!
Вы, боясь смерти, убегаете, покинув поле боя, тогда как никто не умирает без дозволения Аллаха. Только когда Аллах дает дозволение ангелу смерти, тот забирает его жизнь «впредписанный срок».
Это установленный и определенный срок. Смерть не приходит ни до того, ни после того. Но приходит в предписанный срок. Поэтому вы должны были не бояться и продолжать сражение с врагом. Трусость не отсрочит смерть. Также и смелость не укоротит жизнь.
Раз так, то пусть каждый посмотрит на то, что он приготовил для Судного дня. В зависимости от совершенных деяний пожнет и плоды.
«И кто желает вознаграждения этого мира, Мы дадим ему из него».
Кто живет ради этого тленного мира, оставляет путь иймана и подобно животным сделает своей высшей целью пользование благами этого мира, тому будет даровано желаемое.
Однако он не сможет прожить дольше отведенного срока. А для его последней жизни — для ахирата не останется ничего.
«Кто желает вознаграждения ахирата, Мы дадим ему из него».
Если кто стремится к высшим горизонтам, не ограничивается узкими пределами этого бренного мира и стремится к бесконечному бытию последней жизни, берет для себя руководством путь иймана и живет свою жизнь как истинный человек, сделает своей высшей целью достижение саваба ахирата еще при этой жизни, тому будет даровано желаемое. Но и он умрет, когда настанет срок его смерти.
«И непременно воздадим Мы благодарным!»
Тем, кто благодарит Аллаха, возвеличившего человеческий род, возвысился с уровня животного до степени человека и придерживается пути иймана, им от Аллаха будет достойное воздаяние.
Затем приводится пример того, каким образом вели себя прошедшие уммы, когда они попадали в подобную ситуацию.
146. И сколько пророков, с кем вместе сражалось много набожных верующих! И не расслабились от того, что постигло их на пути Аллаха, и не ослабли и не смирились. И Аллах любит терпеливых.
Не только вы сражаетесь, защищая религию Аллаха. И среди прошедших до вас общин было много набожных — раббанийев, которые сражались против неверных вместе со своими пророками. Как мы говорили выше, слово «раббаний» восходит к слову «Рабб» — Господь, и обозначает человека, ревностно преданного Господу миров, который живет только ради Аллаха. Муфассиры разъяснили это слово как «ученые, обладающие терпением, богобоязненные и благочестивые».
«И не расслабились от того, что постигло их на пути Аллаха, и не ослабли и не смирились».
Раббанийев, которые сражались против неверных вместе со своими пророками, также постигали несчастья, подобные вашим, но они не теряли уверенности, не слабели, не покорялись и не сдавались.
Они считали для себя честью усердствовать на пути Аллаха и мужественно преодолевали препятствия, что встречались на пути к этой высшей цели. Они с терпением переносили беды и несчастья.
«И Аллах любит терпеливых».
Аллах любит рабов, которые проявляют сабр (терпение) в трудностях, бедах и несчастиях в своем усердствовании (джихаде), которые они совершают на пути Аллаха. Вы тоже не падайте духом, не слабейте, не склоняйте головы.
147. И не была их речь ничем иным, кроме как они говорили: «Господь наш! Прости нам наши грехи и превышение нами пределов в нашем деле, и укрепи наши стопы и помоги нам против людей неверных».
Раббанийи были очень учтивы, они действительно посвятили себя пути Аллаха. Это видно также и из этой их степени. Несмотря на то, что сами достигли степени раббанийев, сражались вместе со своими пророками на пути Аллаха и столкнулись с несчастьями, они не говорят ничего другого, кроме как:
«Господь наш! Прости нам наши грехи и превышение нами пределов в нашем деле…».
Как видно, они были чрезвычайно скромными людьми. Наряду с этим, это показывает, что причины своих горестей, случавшихся во время их усердствования в священной войне на пути Аллаха, они искали в своих грехах и в своих недостатках.
Во время своей мольбы они также говорили:
«…и укрепи наши стопы и помоги нам против людей неверных».
Без сомнения, это пример высокой благопристойности: несмотря на то, что являются раббанийами и усердствуют на пути Аллаха, они ничего не просят для себя. Они не просят воздаяний этого мира. И даже не просят савабов последней жизни. Но просят у Всевышнего Аллаха утвердить их стопы в своем деле, сделать их стойкими. И еще то, о чем они просят, — это помощь. И то не для себя, а для того, чтобы преобладать над неверными народами, чтобы ийман стал выше неверия.
В результате Аллах даровал им больше того, что они просили.
148. И дал им Аллах вознаграждение мирское и прекрасное вознаграждение ахирата. И Аллах любит благодетелей!
Всевышний Аллах ведает обо всем, видит все. Благодаря деяниям и высокой нравственности раббанийев Он даровал им из этого мира лучшее, чем то, о чем мечтали охотники до мирского. А из ахирата Он им даровал лучшее, чем то, о чем мечтали искатели благ последней жизни. А также именовал их благодетелями.
Здесь заканчиваются аяты, ниспосланные для исправления неверных понятий и представлений о победе и поражении, жизни и смерти, смерти некоторых людей, в частности, руководителей, и влиянии этого на религиозное движение.
.