[аят 2]
Насколько впечатляет, насколько ответственно то обстоятельство, что за людьми наблюдает Сам их Всезнающий и Всевидящий Создатель, установивший между ними родственные и родовые узы.
В первом аяте мы говорили, как ответственно то обстоятельство, что Сам Всезнающий и Всевидящий Создатель наблюдает за людьми. В следующих аятах говорится об ощущении этого наблюдения, о некоторых степенях богобоязненности:
2. И давайте сиротам их имущества и не меняйте скверное на чистое. Не пожирайте их имущества вместе со своими имуществами. Воистину, это — великий грех.
Воззвание в данном аяте обращено ко всему мусульманскому сообществу и, в частности, к попечителям сирот. Если у несовершеннолетних детей умер отец, они становятся сиротами. Их берут на свое попечение родственники со стороны отца или, если таковых не имеется, то с другой стороны, или же любой другой мусульманин. Человек, взявший сироту на попечение, управляет всеми его делами, в том числе, и его имуществом. Так как у сироты ввиду его юности не хватает навыков правильно распоряжаться имуществом, попечитель становится ответственным за сохранение его состояния. Как только ребенок достигает совершеннолетия, его сиротство завершается. Теперь, как совершеннолетний человек, он начинает распоряжаться своим имуществом самостоятельно.
Поэтому слова «И давайте сиротам их имущества» следует пояснять, дополнив их фразой «когда они достигнут совершеннолетия». В джахилийи, то есть при других режимах правам сирот не придается значения, это право всегда попирается. А посягательство на имущественные права сирот достигло апогея. В Исламе же их права полностью защищены.
Под фразой «и не меняйте скверное на чистое» следует понимать недозволенность смешивания чужого имущества со своим, и в особенности непозволительность смешивания имущества сирот со своим добром или замены его своим. Такая ситуация может проявляться по-разному. У нас установился стереотип под имуществом понимать только деньги. Потому что правивший у нас долгое время атеистический режим запрещал владение другими видами имущества. Вышеприведенную фразу можно понять и как «не заменяйте их имущество хорошего качества своим некачественным добром». К примеру, у сироты могут быть хороший дом, земля, скот, пай в деле и прочее имущество. Если попечитель присвоит это хорошее, качественное имущество сироты и вместо этого отдаст свое имущество плохого качества, это будет замена чистого скверным, то есть попечитель возьмет нечистое для себя чужое имущество и вместо него отдаст — заменит, свое чистое, дозволенное имущество.
«Не пожирайте их имущества вместе со своими имуществами».
В этой фразе также явственно просматривается оберегание сирот. Попечители под такими предлогами, как «Я попечитель этого сироты, забочусь о нем, воспитываю его», присоединяли к своему имуществу доверенное им добро сирот. А несправедливость в отношении сирот является большим зулмом. Священный аят запрещает «поедание» имуществ сирот и объявляет это дело великим грехом:
«Воистину, это — великий грех».
.