[аят 3]
3. И если опасаетесь, что не сможете быть справедливыми с сиротами, то заключайте никах с теми [женитесь на тех], что нравятся вам из женщин — с двумя, и тремя, и четырьмя. Если же опасаетесь, что не сможете быть справедливыми, то — с одной или с теми, кем овладели ваши десницы. Это ближе, чтобы не допустить несправедливости.
Чтобы правильно понять значения этого священного аята и должным образом осознать вытекающие из него предписания, нам потребуются дополнительные сведения. Внешне может показаться странным рекомендация взять в жены двух, трех или четырех женщин человеку, который боится допустить несправедливость в отношении сирот. Понять эту загадку нам поможет хадис, переданный имамом Бухари от Ибн Шихаба: «Как сообщил мне Урва ибн Зубайр, когда он спросил у матери правоверных Аиши об аяте «И если опасаетесь, что не сможете быть справедливыми с сиротами…», она радияллаху анха ответила: “О племянник! Девушка-сирота находится на попечении опекуна. Девушка имеет долю в его имуществе. Как имущество девушки, так и ее красота станут притягивать его к себе, и он вознамерится жениться на ней, но не хочет быть несправедливым в отдаче ее махра. Он вознамерится дать ей махр, который дали бы другие. Так, если такие люди будут несправедливы в этом вопросе, то им теперь запрещено заключать с ними никах. Они должны жениться на других женщинах”. Выходит, в аяте под «сиротами» подразумеваются девушки-сироты. Если на девушках-сиротах хочет жениться человек, который взял их под свою опеку — защиту, но боится допустить в этом деле несправедливость, то пусть оставит затею с женитьбой на этих девушках-сиротах и заключает брак, исходя из желания, на двух, трех или четырех других женщинах, что ему по нраву и брак с которыми для него дозволен. Если же опасается, что не сможет установить справедливость между женами, то пусть жениться на одной или довольствуется содержанием невольницы.
Несправедливость к девочкам-сиротам бывает не только в вопросе имущества, потому как в аяте справедливость отмечается не соотносительно к имуществу, а упоминается вообще. Поэтому нужно остерегаться допущения любого вида несправедливости. В том числе, если мужчина женится на такой девушке ради ее состояния, то к ней самой он может не иметь чувств. Или в результате большой разницы в возрасте истинный смысл семейной жизни может вообще не быть отражен в жизни девушки и так далее.
Все это тоже является несправедливостью.
Из фразы «заключайте никах с теми [женитесь на тех], что нравятся вам из женщин — с двумя, и тремя, и четырьмя» взято шариатское положение о дозволенном Исламом многоженстве. Люди хоть и не знают самого этого аята, но о его хукме — положении, хорошо осведомлены и друг, и враг. Потому как на стезе вражды к Исламу они в этом пункте словно нашли удобную возможность для себя. Если придавать значение шуму и гвалту врагов религии в этом вопросе, то покажется, что Ислам будто бы состоит только из этого вопроса. Как только речь заходит об Исламе, сразу прицепляются к этому. Они рассуждают так, словно исламский шариат сделал для мужчин мусульман взятие четырех жен фардом. Это результат многовековой антиисламской пропаганды врагов Ислама.
.