Человеку свойственно впадать в крайности. Вероятно, это обусловлено тем, что ему присуще такое качество, как забывчивость.
Ведь само слово «инсан» - «человек», происходит от используемого в священном Коране арабского слова «нисйан» - «забывчивый», «забывающий».
Увы, забывчивость и впадение в крайности носит сегодня глобальный характер, разрушая гармонию всего нашего мира. Мы словно забыли о том правильном пути, который указан нам Всевышним для достижения счастья в обоих мирах.
Книга известного богослова шейха Мухаммада Садыка Мухаммада Юсуфа «ал-васатыя - путь жизни» является попыткой напомнить людям об истинно верном и универсальном пути выхода из той сложной ситуации, в котором сегодня оказалось человечество. Этот путь - путь «васатыйи», который указывает дорогу, пролегающую между крайностями. Главное понять, что «умеренность в Исламе» - это не есть какой-то выдуманный «ислам», «реформированный» путем искажения своей сути и подстроенный под современный западный либерализм и масс-культуру. «Умеренность в Исламе» - это и есть исконный, данный Аллахом Ислам, способный за счет применения собственных богословских ресурсов и методов дать свою оценку современности и указать прямой путь в любой ситуации и в любое время.
В последние годы тема «васатыйи» широко освещается в СМИ, в материалах многочисленных конференций. Данная книга обобщает большинство материалов по этому вопросу и является поистине энциклопедическим трудом, охватывающим и разъясняющим практически все основные стороны жизнедеятельности человека и общества через призму принципов «умеренности в Исламе».
В этой книге кораническое понятие «васатыйи» (умеренности, меры, «золотой середины») раскрыто системно и всеобъемлюще. Автор показывает и доказывает, почему сегодня возникла необходимость уделить понятию «ал-васатыйи» большее внимание, чем раньше. - В нашу эпоху злоупотребление чрезмерностью (антипод понятия «ал-васатыйи», умеренности) среди мусульман достигло опасной черты и вредит не только имиджу, но и бытию исламской уммы, препятствует делу приглашения к Исламу (даува). Поэтому для лечения этого недуга необходимо особое внимание уделить понятию меры в каждом деле, которую установил Аллах, хвала Ему, Всевышнему.
Автор подробно анализирует употребление термина «ал-васатыя» в Коране и в Сунне, у праведных предшественников (салафов), у авторитетных исламских богословов, а также рассматривает принцип умеренности в различных сферах жизни мусульманина: в молитвах и в поклонении, в посте, в общественной жизни, в работе, в семье и т.д. Каждое утверждение подкреплено соответствующими доказательствами (далилями).
Об авторе. Он является:
Отрывок из книги:
Шейх Мухаммад Садик Мухаммад Юсуф пишет:
«Ислам является религией Аллаха, и, ниспослав Коран, Аллах не давал повеления каждому читать его самостоятельно, напротив - Он послал Своего Пророка, чтобы тот учил людей и чтобы на основе руководства Пророка учение Ислама передавалось неискаженным от поколения к поколению. Ислам изучается по определенным правилам и особому методу, пренебрежение которыми может привести к плачевным последствиям и, увы, нередко приводит.
Отступление от Божественных основ изучения Ислама и самовольное его толкование приводит к двум типам отклонениям. Первый тип - это чрезмерное, фанатичное следование религии, в результате чего появляются новые группировки, наследники «хавариджитов» (их называют также «хариджиты»), выступивших против праведного халифа Али радияллаху анху, а второй тип - это небрежение к религии, халатность, в результате чего появляются секуляристские настроения.
Я ощутил необходимость разъяснения мусульманам и немусульманам того, что Ислам является религией умеренности, «золотой середины», что ему чужды крайности...
Один из кувейтских ученых шейх Ахмад Хусейн Ахмад Мухаммад... говорит о васатыйи следующее:
«Васатыя - это не одно из качеств Ислама, которое могло бы быть воспринято или не воспринято мусульманами. Васатыя - это и есть сам Ислам, а Ислам - это васатыя. Почему?
Васатыя - это гармония в мирских и духовных делах. Это не преувеличение и не преуменьшение. Васатыя - это справедливость и умеренность. Это и не кипение и не лень, поскольку «васат» - это одинаковое отдаление от границ, это центральная точка круга. Это понятие принято использовать для заслуживающих похвалы качеств, свободных от преувеличения или преуменьшения.
Васатыя - это прямота и неотступность с правильного пути и в идеях, и в поведении. Васатыя - это «сыратул-мустаким» (прямой путь). Васатыя - это благополучие, охраняемое место благополучия».
Абу Бакр Мухаммад ибн Хасан ибн Дурайд ал-Азди пишет:
«Васат» - это середина всякой вещи. Если говорят, что кто-то из «васата» такого-то рода, то это означает, что он - коренной представитель этого рода. «Васат» сережки означает самое ценное ее место, где прикреплена ее драгоценная жемчужина. «Васат из людей» означает лучшего из них».
Али Вячеслав Полосин,
доктор философских наук.