1445 год 25 Шаввал | 2024 год 04 май, суббота
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

Великие люди ислама - Аль-Хасан аль-Басри (рахматуллахи алайхи)

15:01 / 21.07.2019 3920 Режим чтения + -

Гонец принёс жене Пророка (саллаллаху алайхи васаллам) Умм Саляме радостную весть: её служанка Хайра разрешилась от бремени, родив мальчика.

Радость наполнила сердце матери верующих (да будет доволен ею Аллах), озарив её благородное лицо.

Она поспешила послать людей, чтобы они привезли мать с ребёнком к ней и та провела дни послеродового кровотечения в её доме.

Умм Саляма очень дорожила Хайрой и любила её всем сердцем. Она сгорала от нетерпения, желая увидеть её первого малыша.
* * *

И спустя немного времени Хайра с ребёнком на руках переступила порог её дома. Посмотрев на новорождённого, Умм Саляма сразу же почувствовала симпатию к нему и привязалась к мальчику.

Мальчик был красив лицом и ладен телом, и глядя на него, глаз радовался, а сердце наполнялось любовью к нему.

Повернувшись к служанке, Умм Саляма спросила:

— Хайра, ты уже дала имя своему сыну?

Та ответила:

— Нет, матушка… Я оставила выбор за тобой, чтобы ты сама выбрала ему имя, какое пожелаешь.

Умм Саляма сказала:

— Тогда назовём его, с благословения Аллаха, аль-Хасаном.

После этого она воздела руки и обратилась к Аллаху с благими мольбами за новорождённого.
***

Однако появлению на свет аль-Хасана радовались не только в доме матери верующих Умм Салямы (да будет доволен ею Аллах). Эту радость разделили с ними обитатели другого мединского дома.

Это дом благородного сподвижника Зейда ибн Сабита, который в своё время записывал Откровение для Посланника Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам): Ясар, отец аль-Хасана, был его слугой. Зейд дорожил им и любил его.
***

Аль-Хасан ибн Ясар, впоследствии известный как аль-Хасан аль-Басри, провёл своё детство в одном из домов Посланника Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам) и воспитывался под присмотром одной из жён Пророка — Хинд бинт Сухайль, известной как Умм Саляма.

Умм Саляма относилась к числу самых разумных, достойных и решительных женщин. К тому же, она принадлежала к числу тех жён благородного Посланника (саллаллаху алайхи васаллам), которые обладали наиболее глубокими познаниями в области религии и передали от него много хадисов. Она передала от Пророка (саллаллаху алайхи васаллам) 387 хадисов. И, наконец, она была одной из тех немногих женщин, которые умели писать во времена невежества.

Однако связь между счастливым ребёнком и матерью верующих Умм Салямой не ограничилась этим. Хайра, мать аль-Хасана, часто выходила из дома по поручениям Умм Салямы, и младенец плакал от голода, и когда его плач усиливался, она брала его на руки и давала ему свою грудь, успокаивая его таким образом в отсутствие матери.

Она так сильно любила ребёнка, что чистое молоко бежало из её груди ему в рот. Младенец пил его и замолкал. Таким образом, Умм Саляма была для аль-Хасана матерью дважды: она была матерью верующих и его молочной матерью.
***

Матери верующих поддерживали тесную связь друг с другом, и дома их стояли рядом. И счастливый мальчик мог ходить из дома в дом, воспринимая от своих многочисленных воспитательниц благонравие и учась у них следовать прямому пути.

По его собственным воспоминаниям, он наполнял эти дома своим неутомимым движением и затейливыми играми. Прыгая в этих домах, он старался достать рукой до потолка.
***

В такой прекрасной атмосфере, пропитанной благоуханием пророчества и озарённой его сиянием, рос аль-Хасан. Он пил из чистых источников, которыми стали для него дома матерей верующих. Кроме того, он учился у виднейших сподвижников в мечети Посланника Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам). Он передавал хадисы от Усмана ибн Аффана, Али ибн Абу Талиба, Абу Мусы аль-Ашари и Абдуллаха ибн Умара, а также Абдуллаха ибн Аббаса, Анаса ибн Малика, Джабира ибн Абдуллаха и многих других.

Однако больше всего он привязался к повелителю верующих Али ибн Абу Талибу. Аль-Хасана привлекала твёрдость его веры, его усердное поклонение и равнодушие к благам и украшениям мира этого. На него произвели огромное впечатление красноречие Али, его мудрость, умение укладывать великий смысл в несколько коротких слов и его наставления, заставляющие содрогаться сердца. И со временем он уподобился ему в богобоязненности и поклонении и обнаружил подобный дар красноречия.

Когда аль-Хасану исполнилось четырнадцать лет и он повзрослел, его семья переехала в Басру и осталась там жить. Поэтому аль-Хасана прозвали «аль-Басри» — по названию города Басра.
***

Когда аль-Хасан приехал в Басру, она была одной из величайших цитаделей знания в исламском государстве. Огромная мечеть наполнялась приезжавшими туда виднейшими сподвижниками и их достойными последователями.

Разного рода кружки, участники которых стремились к знаниям, собирались на территории мечети. Аль-Хасан очень много времени проводил в мечети, став постоянным участником кружка Абдуллаха ибн Аббаса, одного из самых знающих членов общины Мухаммада. Он учился у него толкованию Корана, а также перенимал от него хадисы и способы правильного чтения Корана. С Ибн Аббасом и другими аль-Хасан изучал фикх, язык, литературу и многое другое, и в конце концов стал учёным, обладавшим обширными знаниями в различных областях, факыхом и надёжным передатчиком. И люди стали собираться вокруг него, перенимая от него его огромное знание, слушая его наставления, смягчавшие чёрствые сердца и заставлявшие плакать глаза ослушников. Они стремились перенять от него его мудрость, покорявшую умы, и делали примером для себя его жизненный путь, который был благоуханнее мускуса. Слава аль-Хасана распространилась в разных областях и люди повсеместно заговорили о нём, и даже халифы и другие обладавшие властью стали спрашивать о нём, заинтересовавшись его личностью.
***

Халид ибн Сафван рассказывает: «Однажды я встретил Масляму ибн Абду-ль-Малика в Хире, и он сказал мне: “Халид, расскажи мне о Хасане, который в Басре. Поистине, я имею основания думать, что ты знаешь о нём то, чего не знают другие”. Я ответил: “Да дарует Аллах благо эмиру… Я — лучший из тех, кто сможет поведать тебе о нём со знанием. Я — его сосед по дому и его собеседник на его собраниях, и знаю о нём больше всех жителей Басры”. Масляма сказал: “Поведай же мне то, что знаешь”. Я сказал: “Это человек, одинаковый внешне и внутренне, слова его совпадают с его делами. Побуждая к одобряемому, он сам претворяет его в жизнь лучше всех людей, и удерживая от порицаемого, он сам держится от него дальше всех людей. Мне он казался человеком, не нуждающимся в людях и равнодушным к принадлежащему им, тогда как люди, напротив, нуждаются в нём и стремятся обрести то, что есть у него…” Масляма сказал: “Достаточно, Халид, достаточно… Как могут впасть в заблуждение люди, среди которых есть подобный человек?!”»
***

Когда аль-Хаджжадж ибн Юсуф ас-Сакафи пришёл к власти и стал проявлять несправедливость и жестокость, показав себя тираном, аль-Хасан аль-Басри был одним из тех немногих благородных мужей, которые открыто противостояли его жестокости и, не таясь, говорили людям о его скверных деяниях, дерзая говорить слово истины ему в лицо.

Аль-Хаджжадж построил для себя дворец в Васите. Когда строительство было завершено, он велел людям собраться, чтобы полюбоваться на его хоромы и обратиться к Аллаху с мольбами, прося для него благодати. Аль-Хасан не пожелал упустить такую возможность, зная, что соберётся огромная толпа. И он отправился к месту собрания, дабы обратиться к людям с наставлением, напомнить им важные истины и призвать их равнодушно относиться к мирским благам и стремиться к тому, что у Всевышнего Аллаха.

Добравшись до места, он увидел множество людей, которые, изумлённые и восхищённые, ходили вокруг величественного дворца: столь искусными были строители, столь огромным был этот дворец и столь прекрасны и затейливы были покрывавшие его узоры и украшения…

Аль-Хасан, поднявшись, обратился к собравшимся с речью и помимо прочего сказал:

— Мы посмотрели на то, что построил сквернейший из скверных, и обнаружили, что фараон построил нечто более грандиозное и высокое, чем он. А потом Аллах погубил фараона и разрушил то, что он построил и возвёл. Пусть же аль-Хаджжадж знает, что обитатели небес возненавидели его, а обитатели земли лицемерят перед ним[1]….

И он продолжал высказываться в таком духе до тех пор, пока один из слушателей, охваченный жалостью к нему из-за грозящего теперь аль-Хасану гнева аль-Хаджжаджа, не сказал:

— Довольно, Абу Саид, довольно…

Аль-Хасан же сказал ему в ответ:

— Аллах взял завет с обладателей знания: они обязаны разъяснять его людям, а не скрывать…
***

На следующий день аль-Хаджжадж вышел к своим приближённым вне себя от ярости и обратился к присутствующим со словами:

— Пропадите вы все пропадом! Один из рабов жителей Басры поднимается и говорит о нас, что ему заблагорассудится, и никто из вас не отвечает ему и не осуждает его! Клянусь Аллахом, я напою вас его кровью, о собрание трусов!..

И он велел принести меч и кожаную подстилку для казни, затем велел позвать палача, который тотчас же явился.

После этого он послал стражников за аль-Хасаном, велев им привести его. Спустя некоторое время пришёл аль-Хасан. Все взоры тут же устремились к нему, а сердца затрепетали. Увидев меч, подстилку и палача, аль-Хасан пошевелил губами, после чего повернулся к аль-Хаджжаджу. При этом от него веяло торжественностью и величием истинного верующего, мусульманина, призывающего к религии Аллаха.

Увидев его таким, аль-Хаджжадж ощутил благоговейный страх перед ним и забормотал:

— Вот сюда, о Абу Саид… Вот сюда…

И он подвинулся, освобождая ему место и продолжая повторять:

— Вот сюда…

А люди в изумлении наблюдали за ним. В конце концов, он усадил аль-Хасана рядом с собой. Когда тот сел, аль-Хаджжадж повернулся к нему и начал задавать ему вопросы, касающиеся религии, и аль-Хасан отвечал ему со стойкостью и хладнокровием, демонстрируя прекрасное владение языком и глубокие знания.

В конце концов, аль-Хаджжадж сказал:

— Ты — господин учёных, о Абу Саид…

Затем он велел принести благовония, умастил ими бороду аль-Хасана и попрощался с ним. Когда аль-Хасан вышел от него, привратник аль-Хаджжаджа последовал за ним и спросил его:

— О Абу Саид! Ведь аль-Хаджжадж позвал тебя не для того, что он сделал с тобой… И поистине, я видел, как ты пошевелил губами, увидев меч и подстилку. Что же ты сказал?

Аль-Хасан ответил:

— Я сказал: «О Обладатель оказанной мне милости и Тот, к Кому я обращаюсь за защитой в трудную минуту! Сделай месть его прохладой и благополучием для меня подобно тому, как Ты сделал огонь прохладой и благополучием для Ибрахима!».

***
В ночь пятницы в первые дни месяца раджаб 110 года от хиджры аль-Хасан аль-Басри внял призыву Господа своего, покинув этот бренный мир.

Утром облетевшая город весть о его кончине стала потрясением для людей. Его тело омыли, завернули в саван и совершили погребальную молитву после пятничной молитвы в мечети, под сводами которой он провёл большую часть своей жизни, побыв и учеником, и учителем, и призывающим к религии Аллаха.

После этого все люди пошли провожать его погребальные носилки. В тот день в мечети Басры не совершалась предвечерняя молитва (‘аср), потому что некому было совершать её там. И не было такого дня, в который бы в этой мечети не была совершена какая-то молитва — с тех пор, как мусульмане построили её, и до сегодняшнего дня — кроме того дня, в который аль-Хасан аль-Басри покинул этот мир, отправившись к Господу своему.

(Абду-р-Рахман Рафат аль-Баша. “Эпизоды из жизни последователей сподвижников”)

Статьи по теме
..В этой статье приведены 10 советов, которые могут быть вам полезны, если вы хотите наладить крепкие и стабильные взаимоотношения с Куръаном1. Часто читайте Куръан читать полностью

1753 15:00 / 25.01.2019
..Чудесные аяты .Аллах Всевышний в Куръане сказал .Его знамения ndash это также и ночь и день, и солнце и луна. Не бейте челом ни солнцу, ни луне, а бейте челом Аллаху, читать полностью

1727 15:30 / 04.03.2019
Если бы религиозность была глупостью, то я предпочел бы жизнь без религии.Если бы религия затрудняла жизнь, соглашалась с несправедливостью, или была бы расовым читать полностью

9546 04:44 / 04.01.2017
.Мы увидели, каким скверным бывает исход для тех, кто предается своим порочным страстям, и для тех, кто последовал за ними. Ну и что же теперь нужно делать Кто же читать полностью

3740 04:17 / 05.01.2017
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью