Прибыв в Мино, паломники располагаются здесь и готовятся к бросанию камней.
В первый день Ийда бросают семь камней. Камни можно собрать в Муздалифе или в любом другом месте. Но нельзя брать камни, уже бросанные другими паломниками. Это должны быть камешки размером в горошину и чуть больше.
Паломники, бросающие камни, символизируют Ибрахима алайхиссалам, который бросал в шайтана камни, когда этот проклятый пытался сбить их с пути. Ибрахим алайхиссалам шел с сыном, чтобы принести его в жертву. Он еще не знал, что это – величайшее испытание веры. Всевышний Аллах внушал Своему пророку пожертвовать своим любимым сыном. Ибрахим алайхиссалам без колебаний позвал своего сына, сообщил ему волю Аллаха. Его сын мужественно принял эту весть и согласился. Отец и сын отправились в путь. Увидев их стойкость и покорность, проклятый шайтан выбежал, перерезав им путь и стал наущать сына отказаться от верной смерти. Ибрахим алайхиссалам прогнал его, забросав камнями. Каждый паломник, бросающий камни, должен помнить об этом.
Бросание камней – это символ беспрекословного повиновения Всевышнему Аллаху, проявление готовности выполнить какие бы то ни было веления своего Господа. В то же время это символ изгнания из себя всякого зла.
Существуют три места для бросания камней. Они назваются Большим, Средним и Малым местом бросания камней (Джамаратул Кубро, Вусто и Сугро соответственно). В первый день Ийда паломники бросают камень в шайтана в Джамаратул Кубро. Его также называют Джамаратул Ухро или Джамаратул Акаба.
Бросать камни следует кончиками пальцев, стоя со стороны Мино, не доходя до барьера около пяти аршинов.
Каждый камень бросают, произнеся «Бисмиллахи, Аллаху акбар!». Камни должны попасть в специально отведенные места, даже если они случайно попадают в кого-то или в что-то. Но если они не попадут в нужное место, необходимо бросать их заново.
Побросав камни, нужно уйти отсюда, не оставаясь здесь. После бросания первого камня паломники перестают провозглашать талбию. Время бросания камней в первый день начинается с рассвета того дня до рассвета следуюшего дня. Но по сунне следует успеть бросать камни до прохождения солнца зенита.
Люди с уважительными причинами могут бросать камни, пока солнце не зайдет. Но если паломник не успеет бросать камень до рассвета, искупить этот грех можно жертвоприношением. Нежелательно (макрух) откладывать бросание камней до наступления вечера – после захода солнца. Но женщинам, старым, больным и детям предпочтительно бросать камни после захода солнца.
В наши дни число паломников растет ежегодно, а место бросания камне стало местом наибольшего скопления людей, поскольку за такой относительно короткий промежуток времени должны успеть бросать семь камешков несколько миллионов человек.
Поэтому каждый паломник должен учитывать все эти особенности и стараться бросать свои камни, не мешая другим, проявляя высокую нравственность и терпимость. Учитывая возрастающее количество паломников, на основе фетв улемов на месте бросания камней сооружены в многоярусной форме. Дозволяется бросание камней с любого яруса. Это нисколько не умаляет достоинство этого обряда.
Паломники, которые не имеют возможность бросать камни самостоятельно (дети, больные, беременные, старые), могут назначить представителя, который будет бросать их камешки от их имени.
* * *
Передается от Джабира радияллаху анху:
«Мы совершили хадж вместе с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. С нами были женщины и дети. Мы произнесли талбию и бросали камни вместо детей».
* * *
Люди с уважительными причинами затрудняются бросать камни в такой огромной толпе, они могут не успеть совершить этот обряд своевременно, а пропущенное бросание камней невозможно совершить заново, как пропущенный намаз. Человек, бросающий камни от имени другого человека, сначала бросает свои камни. Но при этом нет надобности бросать свои камни в трех местах, а потом начинать бросать переданные камни в этих же местах заново. Каждый из семи камешков бросается отдельно. Нельзя бросать их вместе.
После бросания камней, паломник, который вознамерился на хадж ифрод, можеть сбрить свою голову или укоротить волосы. Но неправильно укорачивать волосы только за ушами или в затылке. Паломник укорачивает волосы полностьб, везде. Но лучше сбрить голову наголо. Если паломник, совершающий хадж ифрод, собирается совершить жертвоприношение, он должен сделать это перед бритьем головы. После этого он выходит из состояния ихрама. Паломники, которые вознамерились на таматтуъ или киран, и так обязаны совершить жертвоприношение. Поэтому они сделают это после бросания камней, после чего сбривают голову и выходят из ихрама.
Жертвенное животное укладывают на землю, чтобы он смотрел в сторону киблы. Затем произносят:
«Бисмиллахи, Аллаху акбар! Аллахумма! Хааза – минка ва лака»
(Во имя Аллаха! Аллах велик! Аллах мой! Это – от Тебя и ради Тебя)
Жертвоприношение – символ готовности пожертвовать согласно велению Всевышнего Аллаха.
.